Вернуться к списку

Новое мышление в международных отношениях

Карточка

«Новое мышление» было одним из ключевых слов в политическом лексиконе Михаила Горбачева и его сторонников, наряду с понятиями «ускорение», «перестройка» и «гласность». Оно обозначало новый подход к международным проблемам, основанный на признании приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к классовым, и позволяло отказаться от идеи о неизбежности конфронтации между социалистическими и капиталистическими странами. Основные принципы нового мышления (единство человеческой цивилизации, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, идеи мирного сосуществования, ядерного разоружения, гласности и плюрализма) впервые были полностью сформулированы в книге М. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», опубликованной в 1987 году. Однако перемены во внешнеполитическом курсе произошли еще до того, как новая доктрина была официально сформулирована. Они начались практически сразу после избрания М. Горбачева на пост генерального секретаря в марте 1985 года.

После смерти И. Сталина на XX съезде КПСС (1956 год) принцип мирного сосуществования был официально провозглашен в качестве основы внешнеполитического курса СССР. Советский Союз официально отказался от военной конфронтации с капиталистическим миром, объявив, что конфликт двух противоположных социально-экономических систем отныне переводится из плоскости военных столкновений в русло экономического соревнования, противоборства идеологий. Окончательный отказ от возможности полномасштабного военного противоборства с Западом произошел после Карибского кризиса 1962 года, когда СССР и США оказались на грани ядерной войны.

Тем не менее, противоборство двух систем продолжалось как в виде гонки ядерных вооружений, так и в постоянной борьбе за влияние на периферии международной системы – Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Африку и Латинскую Америку. Краткий период разрядки международной напряженности в конце 1960-х – первой половине 1970-х годов позволил заключить несколько важнейших соглашений об ограничении вооружений и осуществлении мер взаимного доверия, однако закрепить эти результаты не удалось. Ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года положил начало новому витку холодной войны. В начале 1980-х годов президент Рональд Рейган объявил о начале разработки, производства и размещения сразу нескольких новых видов вооружений. Советский Союз и Соединенные Штаты держали свои вооруженные силы в постоянной боевой готовности на случай нападения противника. Это привело к одной из самых громких трагедий времен холодной войны. В 1983 году южнокорейский пассажирский «Боинг-747» отклонился от курса и попал в воздушное пространство СССР. На территориях, над которыми пролетал лайнер, находились военные объекты, и полеты иностранных самолетов были запрещены. Боинг был сбит советским истребителем-перехватчиком, все находившиеся на борту люди (269 человек, включая членов экипажа) погибли. Советское руководство впоследствии настаивало на том, что южнокорейский лайнер был принят за американский самолет-разведчик, однако спутать с ним пассажирский самолет, у которого светятся все иллюминаторы, невозможно. Эта трагедия привела к еще большему обострению международных отношений.

Отправной точкой для нового мышления было осознание советским руководством необходимости прекратить нагнетание напряженности в отношениях с Западом. М. Горбачев и его окружение понимали, что гонка вооружений стала невыносимым бременем для советской экономики, которая, работая «на войну», уже не была способна удовлетворять повседневные потребности людей. Более того, в отличие от предыдущего поколения советских руководителей, они считали реальную опасность третьей мировой войны и гибели всего человечества слишком большой платой за призрачную перспективу победы социализма в мировом масштабе. Именно поэтому они были готовы отказаться от классового подхода к международной политике, когда любые события и тенденции оценивались исходя из интересов мирового пролетариата в его борьбе с господством буржуазии. Вместо этого был провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и, прежде всего, необходимости решения глобальных проблем человечества: угрозы ядерной войны, экологической катастрофы, социальных противоречий и т.д. Позиция М. Горбачева, одобренная XХVII съездом КПСС в 1986 году, заключалась в том, что определяющим фактором мирового развития должна  стать взаимозависимость всех государств, которая будет побуждать их искать общие решения насущных проблем.

В первую очередь советское руководство занялось нормализацией советско-американских отношений. М. Горбачев впервые встретился с Р. Рейганом уже в ноябре 1985 года в Женеве, а в декабре 1987 года было подписано первое важное соглашение – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, согласно которому СССР и США отказывались от ракет с дальностью полета до 5500 км. Это стало огромным вкладом в обеспечение безопасности в Европе (ракеты с таким радиусом действия НАТО и СССР могли применить только против европейских территорий).

Следующим важнейшим шагом стало согласие СССР вывести войска из Афганистана, подписанное в апреле 1988 года. В феврале 1989 года, в полном соответствии с графиком, советские войска покинули Афганистан.

В мае 1989 года состоялась первая со времен Н. Хрущева встреча между руководителями СССР и Китайской Народной Республики, ставшая признаком нормализации отношений.

Важнейшие внешнеполитические события рубежа 1980 –1990-х годов разворачивались на западном направлении, в отношениях СССР с европейскими странами и США. В июле 1989 года, выступая в Совете Европы, М. Горбачев провозгласил суверенное право каждого народа выбирать для себя социальный строй. На практике это означало отказ от вмешательства в дела стран социалистического лагеря, в которых к тому моменту полным ходом шли демократические преобразования. Коммунистические режимы, утратившие поддержку из Москвы, были свергнуты. В ноябре 1989 года пала Берлинская стена, а летом 1990 года были достигнуты договоренности об объединении Германии, которое завершилось 3 октября 1990 года.

В 1990–1991 годах были распущены Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора – важнейшие структуры, обеспечивавшие экономическую и военную целостность социалистического блока. Встретившись на Мальте в декабре 1989 года, М. Горбачев и новый американский президент Дж. Буш заявили об окончании холодной войны между СССР и Западом, начавшейся еще в конце 40-х годов.

В августе 1990 года СССР присоединился к США и их союзникам, осудив оккупацию Ираком Кувейта. Хотя советское руководство и пыталось посредничать между иракским президентом Саддамом Хусейном и Западом, надеясь на дипломатическое урегулирование проблемы, в конечном итоге Советский Союз поддержал резолюции Совета безопасности, санкционировавшие применение силы против иракской армии (к весне 1991 года Ирак потерпел поражение в ходе военной операции, которая вошла в историю как война в Персидском заливе).

К числу последних значимых внешнеполитических шагов, предпринятых советским руководством при М. Горбачеве, относится подписание еще двух документов о разоружении. В декабре 1990 года был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе, предусматривавший сокращение тяжелых вооружений, развернутых на пространстве от Атлантики до Урала. В июле 1991  года СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), предполагавший сокращение числа стратегических ракет и установленных на них ядерных боеголовок. Оба эти договора вступили в силу уже после распада СССР.

Таким образом, новое мышление привело к кардинальному изменению ситуации в мировой политике, окончанию холодной войны и признанию общности интересов и ценностей между Советским Союзом и Западом. Признанием личного вклада М. Горбачева в эти процессы стало присуждение ему Нобелевской премии мира в 1990 году.

 

Сегодня новое мышление оценивают по-разному. Критики М. Горбачева считают, что он попросту капитулировал перед Западом, отказавшись от большинства ключевых инструментов советского внешнеполитического влияния в мире. Такие негативные оценки, однако, в значительной степени опираются на ту самую логику времен холодной войны, от которой М. Горбачев решительно отказался практически сразу после прихода к власти. Несмотря на переоценку в современной России многих внешнеполитических шагов времен перестройки, приоритет общечеловеческих ценностей остается фундаментом российской внешней политики. Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в июле 2008 года, подчеркивает, что «конкуренция между различными ценностными ориентирами и моделями развития» в современном мире разворачивается «в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики». Признание универсальности общечеловеческих ценностей в значительной степени смягчает конфликты между Россией и Западом и позволяет в подавляющем большинстве случаев находить мирные решения в спорных ситуациях.

Настройка заголовка
true
false
Вернуться к списку