Вернуться к списку

Политическая борьба 1992-93 годов в России

Карточка

Любые серьезные и значительные изменения в политической жизни страны не происходят мгновенно. Это ярко иллюстрирует история первых лет независимого существования Российской Федерации. Появились новые органы власти (в том числе и должность президента), проводились рыночные реформы, но страна жила по Конституции, принятой еще в советское время (в 1978 году с некоторыми изменениями). Рано или поздно такая ситуация грозила обернуться конфликтом, особенно на фоне недовольства населения трудными, но необходимыми экономическими реформами и безответственного популизма отдельных политических лидеров.

С 25 декабря 1991 года наша страна стала официально называться Российской Федерацией. Однако она сохранила конституцию РСФСР 1978 года с некоторыми поправками. Главной из них было создание в 1990 году поста президента. Это нарушило логику всей политической системы, поскольку предполагало принцип разделения властей. Президент – глава исполнительной власти. Между тем такое разделение в советское время считалось нормой буржуазного права и, естественно, не предусматривалось ни Конституцией СССР, ни конституциями союзных республик, в том числе РСФСР. Согласно этим конституциям, вся полнота власти принадлежала советам, которые создавали и контролировали органы исполнительной власти (так называемые исполнительные комитеты – исполкомы). Систему советов возглавляли Верховный Совет СССР и Верховные советы союзных республик, которые формировали союзное и республиканские правительства и сами имели право принимать не только законы, но и вообще любые решения.

Создание в 1991 году самостоятельной исполнительной власти во главе со всенародно избираемым президентом привело к внутренне противоречивой государственно-правовой ситуации. С одной стороны, без сильного президента и авторитетного правительства едва ли можно было провести сложнейшие и неотложные преобразования во всех областях жизни, тем более в обстановке глубокого экономического кризиса. Поэтому в ноябре 1991 года Верховный Совет России предоставил Борису Ельцину дополнительные полномочия для проведения преобразований (см. статью «Правительство Гайдара и начало радикальных рыночных реформ»). Но с другой стороны, Верховный Совет не утратил полностью своих прав вмешиваться в решения исполнительной власти. Вызванные рыночными реформами острые социальные конфликты с неизбежностью привели в этих условиях к тяжелому конституционному и политическому кризису.

С начала 1992 года начался мучительный процесс разделения полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, который привел к конфликтам между ними на всех уровнях. Так произошло, например, в Москве и Санкт-Петербурге, где избранные мэры Гавриил Попов и Анатолий Собчак постоянно конфликтовали с депутатами городских советов. Такая же ситуация сложилась на общенациональном уровне.

Главной причиной напряжения в отношениях между ветвями власти стали реформы, осуществляемые правительством Егора Гайдара. Степень радикальности предлагаемых изменений в финансово-экономической сфере привела к серьезному изменению в расстановке сил на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР.

Против команды Е. Гайдара объединились коммунисты, «государственники» и некоторые демократы, разочарованные действиями президента и правительства. В. Согрин в своей книге «Политическая история современной России 1985-2001: от Горбачева до Путина» пишет, что начиная с весны 1992 года «только 240 депутатов так или иначе поддерживали правительство, 571 голосовали против радикальных реформ, 227 занимали промежуточную позицию».

И президент, и депутаты были избраны с помощью демократических процедур, однако их полномочия не были четко распределены. Причем, если следовать внутренней логике Конституции РСФСР, распределение полномочий в конечном итоге зависело от Верховного Совета. Выход из конфликта мог быть только один – принятие новой конституции, основанной на принципе разделения властей.

Но депутаты с принятием новой конституции не спешили. Вместо этого в 1992 году Съезд народных депутатов наделил себя правом вносить поправки в действующую конституцию, после чего стал активно перераспределять полномочия, передавая себе функции как исполнительной, так и судебной властей. Со своей стороны, президент Б. Ельцин не раз игнорировал те или иные решения парламента, используя для этого такой инструмент, как указы президента.

Обе стороны стремились заручиться максимально широкой поддержкой населения. Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов развернул широкую популистскую кампанию, в ходе которой лидеры парламента критиковали правительственные реформы и раздавали многочисленные (как правило, экономически не обоснованные) обещания улучшить условия жизни россиян. Р. Хасбулатов отвергал главные направления деятельности правительства – бездефицитный бюджет и ваучерную приватизацию (см. статью «Система собственности в 90-е годы»). Он требовал увеличения социальных пособий и дополнительной финансовой помощи регионам, что было невозможно по ряду причин. Во-первых, это требовало выпуска не обеспеченных товарной массой денег, что привело бы страну к инфляции и усугублению экономического кризиса. В связи с этим появилась и вторая причина социального характера: инфляционный налог сильнее всего ударил бы по бедным слоям населения. С учетом сложившейся ситуации такого развития событий нельзя было допускать. Идеологические расхождения между конфликтующими сторонами были настолько глубоки, что любые компромиссы носили временный характер и не обеспечивали слаженного взаимодействия между ветвями власти.

В поиске выхода из правового тупика 20 марта 1993 года Б. Ельцин подписал указ об особом порядке управления государством (фактически означавший введение президентского правления) вплоть до проведения 25 апреля референдума о доверии президенту и проекте новой конституции.

На IX (внеочередном) съезде народных депутатов РФ Руслан Хасбулатов, Александр Руцкой и их сторонники предприняли попытку отстранить президента от власти и начали процедуру импичмента. Однако они не смогли собрать необходимого большинства в две трети голосов. Ситуация была чрезвычайно острой, возможности ее решения в конституционных рамках были почти исчерпаны.

Неудачная попытка импичмента заставила Съезд согласиться на референдум, на который были вынесены следующие вопросы, сформулированные Верховным Советом РФ:

  1. Доверяете ли Вы президенту РФ Б. Ельцину?
  2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ и правительством с 1992 года?
  3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?
  4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Верховного Совета РФ?

Сторонники Б. Ельцина действовали энергично и изобретательно, предложив гражданам удобную для запоминания формулу – «Да. Да. Нет. Да», – которая подсказывала, как надо отвечать на вопросы.

Большинство пришедших на референдум граждан поддержали президента, что стало огромной моральной победой после долгих месяцев обрушивавшейся на него критики. Однако результаты референдума не разрешили затянувшийся конфликт, поскольку граждане высказались против досрочного переизбрания не только президента, но и народных депутатов.

21 сентября 1993 года Б. Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», согласно которому распускались Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Позже президент объявил о роспуске Советов всех уровней, кроме парламентов республик в составе России.

Верховный Совет отказался подчиниться президентскому указу. Он расценил действия Б. Ельцина как государственный переворот и объявил о его низложении. В ночь на 22 сентября вице-президент А. Руцкой принес присягу в качестве нового президента. 23 сентября был созван Съезд народных депутатов, который полностью одобрил решения Верховного Совета. О нарушении конституции заявил Конституционный суд.

В ночь на 24 сентября сторонники парламента попытались захватить штаб Объединенных вооруженных сил СНГ. В ответ президент приказал блокировать здание Верховного Совета – Белый дом. Начались переговоры, посредником в которых выступил глава Русской православной церкви патриарх Алексий II (см. статью «Патриарх Алексий II»).

3–4 октября 1993 года конфликт достиг высшей точки. Руководители Верховного Совета пошли на вооруженный мятеж с целью захвата власти. По призыву А. Руцкого боевики Верховного Совета прорвали кольцо оцепления и попытались захватить мэрию Москвы, Министерство обороны и телецентр «Останкино». На митингах сторонников Верховного Совета звучали призывы брать штурмом Кремль. В ночь на 4 октября у телецентра и в других местах произошли вооруженные столкновения.

Армия не была готова вмешиваться в конфликт. В этой обстановке важную роль сыграло телевизионное обращение к москвичам Е. Гайдара. По его призыву ночью с 3 на 4 октября около здания Моссовета на Тверской улице состоялся массовый митинг в поддержку президента. Началось строительство баррикад. С заявлениями против путча выступили по телевидению известные деятели культуры. Актриса Лия Ахеджакова удивленно спрашивала: «Где наша армия?».

На рассвете 4 октября 1993 года подошедшие танки, предупредив об открытии огня, произвели несколько выстрелов (причем не боевыми снарядами, а учебными болванками) по верхним этажам Белого дома. На этих этажах в тот момент не находилось ни одного человека, о чем стрелявшим было заранее известно. Днем верные правительству части заняли Белый дом и арестовали организаторов путча. В результате этой акции устрашения не было пострадавших или погибших, чего, к сожалению, нельзя сказать о вооруженных столкновениях на улице: с 21 сентября по 4 октября в них погибли от 141 (данные Генеральной прокуратуры) до 160 (данные специальной парламентской комиссии) человек. Это стало трагическим следствием октябрьского конфликта, но именно он позволил избежать еще более страшного развития событий – повторения гражданской войны, когда погибло более 10 миллионов человек.

Главная причина силового решения сложившейся ситуации, по-видимому, кроется в отсутствии опыта и механизмов разделения властей в молодом государстве и попытке бывшей коммунистической номенклатуры воспрепятствовать рыночным реформам и сохранить власть, используя при этом унаследованные от советской эпохи институты (советы). Но эти институты не отвечали новой ситуации и вели страну в тупик.
— из книги Б. Ельцина «Записки президента»

5 октября 1993 года в «Известиях» было опубликовано «Письмо сорока двух» – заявление представителей интеллигенции, поддержавших меры президента Б. Ельцина по подавлению октябрьского путча. Авторы призывали запретить коммунистические и националистические партии и объединения, закрыть их газеты. Это письмо вызвало раскол в общественном мнении, прежде всего, среди интеллигенции. Данные социологических опросов свидетельствуют, что в целом население страны поддерживало в этом конфликте президента, хотя вмешательство армии и расстрел Белого дома вызвали у большинства россиян негативное отношение.

Указ № 1400 был выполнен в полной мере. Уже через несколько дней после октябрьских событий различные политические силы включились в предвыборную гонку. Новый парламент был избран 12 декабря 1993 года (см. статью «Выборы 1993 года»). Это стало главным результатом конфликта между президентом и Съездом народных депутатов РСФСР в 1993 году.

Любое вооруженное решение политического спора всегда является трагическим событием в жизни страны. События октября 1993 года стали результатом затянувшегося конфликта, разрешить который не помогли ни референдум, ни вмешательство общественных и религиозных деятелей, ни существовавшие правовые механизмы. Политическая система только создавалась, поэтому противоречия были неизбежны. Вместе с тем народная воля, четко заявленная в ходе референдума, была направлена на продолжение реформ и никак не поддерживала возвращения в прошло

Настройка заголовка
false
Вернуться к списку