Вернуться к списку

Молодые реформаторы: вторая волна реформ в России (1997–98 годы)

Карточка

Президентские выборы 1996 года показали, что большинство россиян не хотели прихода коммунистов к власти и в целом поддерживали курс президента Ельцина на строительство рыночной экономики и политической демократии. Огромное значение для победы Ельцина имела поддержка крупного бизнеса и либеральной общественности, которая сплотилась вокруг него перед лицом опасности прихода коммунистов к власти. Анатолий Чубайс стал фактическим лидером предвыборного штаба Ельцина. Было естественно ожидать, что после победы на выборах Ельцин продолжит рыночные реформы.

Однако напряжение избирательной кампании оказалось непосильным для часто болевшего Б. Ельцина. У него случился тяжелый инфаркт. Общество узнало об этом только после второго тура выборов (хотя о болезни президента было известно и раньше). В сентябре 1996 года президент выступил с публичным заявлением о предстоящей операции на сердце. В течение нескольких месяцев он не принимал активного участия в управлении страной. В этой ситуации нельзя было немедленно браться за реформы. Главной задачей правительства (его Председателем остался В. Черномырдин) и Администрации Президента, которую после выборов возглавил А. Чубайс, было обеспечить стабильность в стране на время болезни президента.

В начале 1997 года Б. Ельцин возвращается к работе и осуществляет перестановки в правительстве. В марте 1997 года первыми заместителями председателя Правительства были назначены Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Именно они определяли экономическую стратегию правительства. А. Чубайс являлся убежденным сторонником курса реформ. Б. Немцов, губернатор Нижегородской области, был одним из самых молодых региональных лидеров, активно проводивших либеральные реформы. Как и в своей президентской кампании, на этом этапе рыночных реформ Б. Ельцин сделал главную ставку на молодых политиков, сторонников демократии и рыночных реформ.

Сформированное в марте 1997 года правительство назвали «правительством молодых реформаторов». С его деятельностью связана вторая волна рыночных реформ.

В мае 1997 года новая команда обнародовала свою программу, получившую название «Семь главных дел Правительства России». Этот документ был опубликован в официальной «Российской газете».

Каковы же эти «семь дел»? Во-первых, выплатить бюджетникам долги по заработной плате, заставив для этого крупнейшие корпорации России погасить их задолженность перед государственным бюджетом. Во-вторых, реформировать систему социальных льгот. В-третьих, снизить ставки по кредитам на 20%, а налоговое бремя на 15%, что должно стимулировать отечественную промышленность и сельское хозяйство. В-четвертых, укрепить региональные и местные бюджеты, обязав, например, предприятия выплачивать налоги по месту их деятельности, а не регистрации. В-пятых, обязать чиновников декларировать доходы и имущество, а также ввести открытые конкурсы на государственные закупки. В-шестых, сократить государственный бюджет 1997 года и  ограничить расходы, «не связанные с решением первоочередных социальных, оборонных и культурных задач России», в бюджете 1998 года. Наконец, в-седьмых, «честно и открыто объяснять гражданам России все действия Правительства». Завершалось заявление лозунгом: «Порядок в стране – наведем!»

Парламент, контролируемый коммунистическим большинством, не поддержал многие предложения А. Чубайса и Б. Немцова. Существенного урезания бюджетных расходов так и не произошло – Государственная дума не приняла соответствующее решение. Однако часть мер все же удалось реализовать. Например, были погашены долги перед бюджетниками (этот процесс начался еще весной 1996 года, в канун президентских выборов). Как и обещало правительство, в 1997–98 годах – впервые с 1987 года! – наметился пусть небольшой, но все же рост производства. Кроме того, правительство, продавая на рынке валюту из запасов Центрального банка, удерживало курс рубля по отношению к доллару в рамках так называемого валютного коридора.

Однако осенью 1997 года разразился новый политический кризис. Ряд крупных бизнесменов, поддержавших Ельцина во время предвыборной кампании 1996 года, считал, что теперь правительство должно продолжить приватизацию на выгодных для них условиях. Но для пополнения государственного бюджета (необходимого, в том числе, для выплат государственных долгов, пенсий и зарплат) нужно было создать ситуацию реальной конкуренции, когда крупные пакеты акций государственных компаний получает тот, кто предлагает более высокую цену. Эти «новые правила игры» привели к противостоянию с некоторыми олигархами, которые рассчитывали на особые права.

Летом– осенью 1997 года в центре внимания оказался беспрецедентный конфликт, вызванный аукционом по продаже государственного пакета акций компании «Связьинвест» – крупнейшего производителя услуг телекоммуникации в России. В открытом аукционе приняли участие две финансово-промышленные группы. Одной из них руководил В. Потанин (привлекший также средства американского бизнесмена и филантропа Джорджа Сороса), другой – В. Гусинский и Б. Березовский (см. статью «Олигархи»). В. Потанин предложил большую цену и выиграл конкурс, что вызвало ответную реакцию, направленную против министров-реформаторов. Березовский и Гусинский развернули настоящую информационную войну, обвиняя правительство в коррупции и некомпетентности.

Решающим стало так называемое «дело писателей», или «книжное дело». В ноябре 1997 года стало известно, что целому ряду правительственных чиновников, в том числе А. Чубайсу, были выплачены крупные гонорары за еще не изданную книгу, посвященную российской приватизации. Несмотря на то, что эти гонорары, как и предполагалось изначально, были почти полностью (на 95%) перечислены благотворительным фондам, в результате скандала ушли в отставку ближайшие сотрудники А. Чубайса, а сам он, оставшись заместителем председателя Правительства, потерял пост министра финансов. Впоследствии (в 1999 году) книга «Приватизация по-российски» была опубликована, но влияние молодых реформаторов в правительстве резко сократилось.

Однако и сам председатель правительства В. Черномырдин пробыл на своем посту недолго. Президент продолжил искать тех, кто поведет страну курсом реформ, и в марте 1998 года предложил возглавить Правительство С. Кириенко. Новое правительство придерживалось начатого курса реформ, но вскоре ему пришлось столкнуться с нарастающей угрозой финансового кризиса, а произошедший в августе 1998 года дефолт и вовсе покончил с эпохой относительной политической стабильности. Преобразования, намеченные в правительственной программе 1997 года, так и не были закончены (см. статьи «Разрешение экономического кризиса 1998 года» и «Политическое развитие России в 1998–99 годы»).

Тем не менее деятельность правительства молодых реформаторов стала важным этапом в формировании рыночной экономики в России. Она подготовила условия экономического подъема, начавшегося в стране уже с осени 1997 года. Прерванный финансовым кризисом 1998 года, этот подъем продолжился в 1999 году.
Настройка заголовка
true
Вернуться к списку