Вернуться к списку

События на территории Чеченской республики

Карточка

Вооруженный конфликт на территории Чеченской республики – трагическая страница в истории нашей страны. Российская Федерация, сумев сохранить свое единство и территориальную целостность в 1990-е годы, не смогла избежать вооруженного столкновения. Можно искать правых и виноватых, эмоционально высказывать точки зрения, судить и обвинять, но необходимо извлечь уроки, исключающие повторение подобных событий. Ведь, к сожалению, терроризм, экстремизм и нарушение прав человека в современном мире стали распространенной практикой.

Кризис национальных отношений в СССР был важной составляющей кризиса всей советской системы. Причиной стала во многом ошибочная, а иногда и преступная национальная политика советского государства. Речь идет о насильственном присоединении ряда территорий к СССР и о репрессиях, которым при Сталине подвергались целые народы, которые были депортированы в отдаленные районы Сибири и Средней Азии. Многим из них было позднее разрешено вернуться на родину, но далеко не все последствия депортаций удалось преодолеть. Дополнительную напряженность создавало и произвольное проведение административно-территориальных границ между республиками и округами со столь же произвольным приданием им того или иного административно-правового статуса (союзной республики, автономной республики, автономного округа и т.д.). Нельзя забывать и о насильственной русификации нерусских народов, ущемлении их культуры, а иногда и о реальном ограничении прав граждан нерусской национальности.

Конечно, национальная политика в СССР состояла не только из провалов. Она привела к сближению многих народов СССР между собой. Но на фоне общего кризиса советской системы на первый план общественной жизни выступили не столько реальные достижения, сколько не менее реальные проблемы в разных областях жизни, в том числе и в национальных отношениях.

Согласно действовавшей тогда Конституции СССР 1977 года, только союзные республики имели право на выход из Союза. Автономные республики (и тем более автономные округа и области) такого права не имели. При этом не всегда было очевидно, почему одна республика считается союзной, а другая – автономной. Размер республики, например, не был убедительным аргументом – ведь в мире есть не только большие, но и совсем маленькие независимые государства. Кроме того, процедура выхода даже союзной республики из состава СССР не была прописана в законодательстве.

Для конца 80-х годов типичным стало требование независимости от СССР и создания самостоятельных национальных государств. Важным фактором здесь стали интересы национальных элит, которые стремились к усилению своей власти. Эти элиты зачастую не были заинтересованы в реальных демократических преобразованиях и опасались утратить свое привилегированное положение. Поэтому они нередко использовали лозунги национального сплочения против внешнего врага, в качестве которого обычно выступал союзный центр (а затем и Россия).

Национальные движения эпохи перестройки побудили союзное руководство задуматься о правилах «цивилизованного развода». 3 апреля 1990 года был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предусматривавший сложную процедуру принятия и реализации таких решений в отношении союзных республик. Союзный центр рассчитывал предотвратить или существенно задержать распад Союза. Вместе с тем закон давал автономным республикам право ставить вопрос о повышении своего статуса до уровня союзных и самостоятельно решать вопрос о пребывании в составе СССР, что ставило под вопрос целостность самих союзных республик, частью которых были автономии.

Зоной наиболее острых этнонациональных конфликтов стал Кавказ, отличавшийся пестротой этнической карты. Кроме того, именно здесь сталинские репрессии целых народов получили особое распространение и оставили много нерешенных проблем. Развитие получили грузино-югоосетинский и грузино-абхазский конфликты на территории Грузии (в них оказалась вовлечена и Россия) и конфликт в Чеченской республике на территории России (см. статью  «Этнонациональные конфликты на территории СССР в годы перестройки»).

События на территории Чеченской республики стали одной из самых трагических страниц в истории постсоветской России.

Чечня была присоединена к России в 1859 году. С 1936 года она была частью Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР. Активное противостояние, принявшее форму вооруженного восстания против советской власти, вылившегося в партизанскую войну, началось здесь в 1940 году. После изгнания фашистов с Кавказа чеченцы и ингуши подверглись репрессиям по обвинению в сотрудничестве с врагом. В феврале – марте 1944 года в ходе операции «Чечевица» около 500 тысяч человек были депортированы НКВД в Казахстан и Киргизию. Уже к 1948 году 146 тысяч из них погибли. В 1957 году была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, а чеченцам и ингушам было разрешено вернуться на родину, но вернуться смогли всего 140 тысяч человек. Память о трагедии 1944 года, равно как и память об имаме Шамиле и длительном сопротивлении русским войскам в XIX веке, в значительной степени определила дальнейшее национальное самосознание чеченского народа.

С началом перестройки в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались националистические движения. Созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН) поставил своей целью выход Чеченской республики из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Возглавил ОКЧН бывший генерал советских Военно-воздушных сил Джохар Дудаев.

8 июня 1991 года на II сессии ОКЧН Дудаев провозгласил независимость Чеченской Республики (Нохчийчоь).

Во время августовского путча в Москве руководство ЧИАССР поддержало ГКЧП. В ответ на это 6 сентября 1991 года Дудаев объявил о роспуске республиканских государственных структур, обвинив Россию в колониальной политике. В этот же день дудаевские гвардейцы штурмом захватили здание Верховного Совета, телецентр и Дом радио. Более 40 депутатов было избито, а председателя грозненского горсовета Виталия Куценко выбросили из окна, в результате чего он погиб. Тогда же было принято решение о проведении выборов президента и парламента республики.

1 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял решение о разделении Чечено-Ингушской АССР на Чеченскую и Ингушскую республики.

27 октября 1991 года в республике под контролем сепаратистов прошли выборы президента и парламента. Президентом республики стал Д. Дудаев. Ни выборы президента, ни его декрет не были признаны ни Россией, ни международным сообществом.

7 ноября 1991 года президент России Борис Ельцин подписал Указ «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике», что еще больше обострило ситуацию: Дудаев сам ввел в Чеченской республике военное положение, сепаратисты окружили здания МВД и КГБ, военные городки, блокировали железнодорожные и авиационные узлы, а ОКЧН призвал чеченцев, проживающих в Москве, «превратить столицу России в зону бедствия». Таким образом введение режима чрезвычайного положения было сорвано.

Указ «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике» был отменен 11 ноября, после горячей дискуссии на заседании Верховного Совета РСФСР, а из республики начался вывод российских военных подразделений и частей МВД, окончательно завершившийся к лету 1992 года. Сепаратисты захватывали и разграбляли военные склады. В июне 1992 года министр обороны РФ П. Грачев распорядился передать дудаевцам половину всего имевшегося в республике оружия и боеприпасов. По его словам, это был вынужденный шаг, так как значительная часть «передаваемого» оружия уже была захвачена, а оставшуюся вывезти не было никакой возможности из-за отсутствия солдат и эшелонов.

С конца 1991 года республика Ичкерия стала де-факто независимой, но юридически не признанной ни одной страной. Она обладала собственными органами власти, флагом и гимном, предусмотренными принятой в 1992 году Конституцией. Предполагалось создание небольших вооруженных сил, а также введение собственной государственной валюты – нахара.

Подписать наряду с другими субъектами Российской Федерации федеративный договор республика Ичкерия отказалась (см. статью «Федеративный договор 1992 года»). В самопровозглашенной республике продолжалась острая внутренняя борьба. Власть принадлежала лидерам вооруженных группировок, а не государственным учреждениям, поэтому ситуация стремительно криминализировалась.

 Регулярными стали вооруженные нападения на поезда с полным или частичным разграблением вагонов и контейнеров. Число таких эпизодов исчисляется сотнями, а общие убытки только за 1993–1994 годы составили более 22,5 миллиардов рублей. В 1992–1994 годах в результате вооруженных нападений погибло 26 железнодорожников. Сложившаяся ситуация вынудила правительство России принять решение о прекращении движения по территории Чеченской республики.

Особым промыслом являлось изготовление фальшивых финансовых документов, по которым было получено более 4 триллионов рублей. В республике процветал захват заложников и работорговля: по данным «Росинформцентра», всего с 1992 года было похищено и незаконно удерживалось в Чеченской республике 1790 человек. В 1992–1993 годах было совершено свыше 600 умышленных убийств.

Весной 1993 года в ЧРИ резко обострились противоречия между президентом Дудаевым и парламентом. 17 апреля 1993 года Дудаев объявил о роспуске парламента, конституционного суда и МВД, а 4 июня его вооруженные сторонники захватили здание Грозненского городского совета, в котором проходили заседания парламента и конституционного суда. Фактически в ЧРИ произошел государственный переворот. В конституцию были внесены изменения, в республике установился режим личной власти Дудаева, продолжавшийся до августа 1994 года, когда парламенту были возвращены законодательные полномочия.

Центром сопротивления дудаевскому режиму стал Надтеречный район на севере республики, где был создан Высший совет Чечни во главе с Умаром Автурхановым. Российские власти оказывали совету всяческую поддержку (в том числе оружием и добровольцами). Фактически это означало раскол по кланово-географическому принципу: антидудаевская оппозиция контролировала север Чеченской республики, Дудаев – юг и Грозный.

Что же касается центральной власти, то в ситуации острого противостояния сторонников Президента РФ с депутатами Верховного Совета она не имела реальной возможности изменить ситуацию и не контролировала события, происходившие на территории Чеченской республики.

Вплоть до 1994 года федеральные власти, равно как и российские правозащитники, не обращали внимания на массовые нарушения прав человека в Чеченской республике. Возобладала точка зрения, что речь здесь идет об общероссийской проблеме разгула криминалитета. Лишь в 1994 году российское руководство стало предпринимать попытки наведения порядка. Не в последнюю очередь такая необходимость определялась планами строительства нефтепровода Баку-Новороссийск, который должен был пройти по территории Чеченской республики. Весной 1994 года российский спецназ начал подготовку к военным действиям, а авиация проводила аэрофотосъемку территории. Одновременно Москва поддерживала антидудаевскую оппозицию. В сентябре – ноябре 1994 года ее отряды неоднократно атаковали Грозный, но даже при серьезной российской поддержке не смогли его взять. Более того, вмешательство России в гражданскую войну на стороне одной из группировок убеждало часть чеченского общества в агрессивных намерениях Москвы, тем самым как бы оправдывая силовые действия сторонников независимости.

Перед российским руководством встал выбор: либо попытаться решить проблему мирным путем, либо ввести в Чеченскую республику войска. Попытки переговоров с Д. Дудаевым осенью 1994 года успеха не принесли: Россия требовала, чтобы Дудаев немедленно признал Чеченскую республику субъектом Российской Федерации и сложил оружие, Дудаев же требовал признания Россией независимости Ичкерии.

11 декабря Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики». К этому моменту возможности мирного урегулирования еще не были исчерпаны. Силовое решение основывалось на недооценке российскими военными (в частности, министром обороны П. Грачевым) сил противника и трудностей ведения боевых действий, а также на переоценке боеспособности российской армии. Вместо планировавшейся ограниченной и эффективной военной операции Россия получила затяжную кровопролитную войну.

Уже в первые дни операции подразделения Объединенной группировки войск (ОГВ), состоявшие из частей Министерства обороны и Внутренних войск МВД, столкнулись с вооруженным сопротивлением местных жителей, но не только в Чеченской республике, а и в соседней Ингушетии, через территорию которой наступала одна из колонн. Это замедлило наступление. В течение последующих недель части ОГВ заняли находившийся в оппозиции Дудаеву север республики и подошли к Грозному.

В середине декабря федеральные войска начали артиллерийские обстрелы пригородов, а 17 декабря нанесли первый бомбовый удар по центру города. При артиллерийском обстреле и бомбардировках погибло и было ранено немало мирных жителей.

 Несмотря на то, что Грозный по-прежнему оставался незаблокированным с южной стороны, 31 декабря 1994 года начался его штурм. В город вступили около 250 единиц бронетехники, крайне уязвимой в уличных боях. Российские войска были плохо подготовлены, между различными подразделениями не было налажено взаимодействие, у многих солдат не было боевого опыта. Ощущался недостаток планов города. Средства связи не были оборудованы аппаратурой закрытой связи, что позволяло противнику перехватывать переговоры. Войскам довели приказ о занятии только промышленных зданий и площадей и о недопустимости вторжения в дома гражданского населения.

На северном направлении федеральные силы дошли до железнодорожного вокзала и президентского дворца, но попали в окружение; только потери батальонов Майкопской бригады, по официальным данным, составили 85 человек убитыми и 72 пропавшими без вести, было уничтожено 20 танков, командир бригады полковник Савин погиб, а более 100 военнослужащих попало в плен.  Западная группировка войск была остановлена, восточная была окружена и увязла в боях с подразделениями сепаратистов.

Российские войска сменили тактику: теперь вместо массового применения бронетехники применяли маневренные десантно-штурмовые группы, поддерживаемые артиллерией и авиацией.  В Грозном завязались ожесточенные уличные бои.

В январе федеральные силы заняли здание нефтяного института и аэропорт, а также захватили президентский дворец. Несмотря на успешное наступление, российские войска контролировали на тот момент только около трети города, а отряды сепаратистов отошли за реку Сунжа и заняли оборону на площади «Минутка».

После взятия президентского дворца было официально объявлено о завершении военной стадии конфликта. Тем не менее бои в Грозном и близлежащих селах не прекращались. Российские правозащитники, и прежде всего Сергей Ковалев (см. статью «Сергей Ковалев»), безуспешно пытались добиться заключения перемирия, необходимого для осуществления неотложных гуманитарных акций – эвакуации тяжелораненых и мирных жителей, уборки трупов.

К началу марта ОГВ, численность которой возросла до 70 тысяч человек, смогла начать блокаду Грозного. После этого отряды сепаратистов покинули город и перешли к партизанским действиям по всей территории Чеченской республики. При этом многие из них вышли из-под контроля Дудаева. Боевики отличались жестокостью в своих действиях, что вело к «зачисткам» селений со стороны федеральных сил, вызывавшим, в свою очередь, протест и антироссийские настроения, как внутри Чеченской республики, так и за ее пределами. Большой общественный резонанс вызвали события 7–8 апреля 1995 года, когда в ходе зачистки отрядом МВД села Самашки погибло (по данным правозащитной организации «Мемориал») более ста мирных жителей, среди которых было много стариков, женщин и детей.

Недовольство войной в России нарастало. Рейтинги популярности президента Ельцина и правительства падали. 12 апреля 1995 года Государственная дума приняла закон «О мерах по урегулированию чеченского кризиса», который запрещал использование вооруженных сил без введения чрезвычайного положения в той или иной местности. При этом правительству было поручено немедленно начать прямые переговоры с администрацией Д. Дудаева о прекращении боевых действий без предварительных условий. Через несколько дней в Грозном начала работу миротворческая миссия содействия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В мае стало ясно, что и в руководстве Чеченской республики, и в Москве существуют разные представления о перспективах урегулирования конфликта. Так, полевой командир Шамиль Басаев заявил, что только террористические акты заставят руководство России сесть за стол переговоров. А почти сразу после этого Дудаев высказался о готовности рассмотреть любые инициативы, направленные на прекращение конфликта. Начальник штаба ичкерийских вооруженных сил Аслан Масхадов призвал остановить военные действия как «бессмысленную бойню» и выразил готовность встретиться с министром обороны России П. Грачевым для урегулирования конфликта. В ответ Грачев в очередной раз заявил, что встреча возможна только при условии полной капитуляции формирований сепаратистов. Со своей стороны, находившийся в Грозном С. Ковалев предостерегал против возобновления военных действий, которое, по его мнению, сыграло бы на руку непримиримым боевикам. В конце мая совет полевых командиров потребовал от Дудаева переноса военных действий на территорию России, но Дудаев приказал сосредоточиться на обороне республики.

Между тем военные действия продолжались. К июню федеральные силы оттеснили отряды боевиков к грузинской границе: окончательная победа, казалось, была близка. Но 14 июня 1995 года отряд под командованием Ш. Басаева совершил террористический рейд на город Буденновск Ставропольского края, где захватил больницу и около 1500 заложников. В качестве условия их освобождения Басаев потребовал от России прекратить боевые действия и начать переговоры. В результате неудачного штурма больницы спецподразделениями МВД и ФСБ некоторые заложники погибли, многие пострадали. 18 июня переговоры между В. Черномырдиным и Ш. Басаевым при посредничестве С. Ковалева привели к освобождению большей части заложников. Отряду Басаева было позволено беспрепятственно уйти из Буденновска с частью заложников (которые были отпущены несколько позднее), а российским частям был отдан приказ о прекращении боевых действий.

На протяжении последующих месяцев сторонами предпринимались попытки мирного урегулирования конфликта. Они не привели к успеху, но все же переговорный процесс продолжался, что позволило в течение полугода избегать крупномасштабных военных действий. Вместе с тем обмен пленными происходил с большими задержками, боевики не спешили разоружаться,  а российские части – уходить из Чеченской республики. Сепаратисты тем временем проводили  террористические акты против российских представителей на переговорах. Так, 6 октября было совершено покушение на генерала Анатолия Романова, который получил тяжелейшую травму, что привело к срыву переговоров.

9–18 января 1996 года произошел еще один крупный террористический акт: отряд полевого командира Салмана Радуева захватил больницу с заложниками в городе Кизляр (Дагестан). В результате переговоров с руководством Дагестана террористы отпустили большинство заложников и выехали на автобусах в Чеченскую республику, однако были атакованы федеральными силами в районе села Первомайское. Часть боевиков и заложников погибли, но оставшиеся все-таки прорвалась в Чеченскую республику (оставшиеся в живых заложники были освобождены только через месяц).

Бессмысленное продолжение войны способствовало компрометации российской власти в общественном мнении страны, что было особенно опасно в связи с приближающимися выборами президента РФ (см. статью «Политическая борьба в 1994-95 годах. Президентские выборы 1996 года»).

Перелом произошел 21 апреля 1996 года, когда выстрелом самонаводящейся ракеты был убит генерал Дудаев (ракета была наведена на обнаруженный разведкой номер его мобильного телефона). Это не только стало важным пропагандистским фактором в избирательной кампании Бориса Ельцина, но и реально ослабило чеченское руководство. На следующий день после смерти Дудаева Государственный совет ЧРИ объявил исполняющим обязанности президента Зелимхана Яндарбиева. 27 мая в Москве состоялась встреча Б. Ельцина и З. Яндарбиева, в результате которой была подписана договоренность «О прекращении огня, боевых действий и мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской республики». Чуть позднее, 10 июня, в ходе очередного раунда переговоров было достигнуто соглашение о выводе российских войск с территории Чечни (за исключением двух бригад), разоружении отрядов сепаратистов, проведении свободных демократических выборов. Но даже посредством этих соглашений не удалось остановить конфликт.

В июле, после победы Ельцина на выборах, федеральные силы вновь предприняли попытку наступления в Чеченской Республике, рассчитывая, что победа над ослабленным противником даст возможность вести переговоры с позиции силы. В ответ 6 августа отряды Масхадова атаковали и вскоре заняли Грозный. Попытки выбить боевиков из города не удались. Боевые действия привели к многочисленным потерям среди военных и мирного населения. Стремительно росло число беженцев.

В этих условиях новый секретарь Совета безопасности генерал Александр Лебедь (см. статью «Александр Лебедь»), которому Ельцин поручил решить проблему Чеченской республики, вылетел в Чеченскую республику и тайно встретился с А. Масхадовым. 31 августа в Хасавюрте Лебедь и Масхадов подписали «Совместное заявление» о принципах взаимоотношений между Россией и Чеченской республикой. Вопрос о независимости Чеченской республики был отложен до 31 декабря 2001 года, федеральные войска должны были быть выведены из Чеченской республики, но при этом подлежали воссозданию валютно-бюджетные и финансовые отношения. Это означало  финансовую помощь со стороны России в восстановлении разрушенной в результате войны республики, в том числе помощь населению продовольствием и медикаментами. К 31 декабря 1996 года вывод федеральных войск был завершен.

Война 1994–1996 годов почти полностью разрушила экономику Чеченской республики. Только у 10% населения была официальная работа, при этом люди далеко не всегда регулярно получали заработную плату. Не выплачивались пенсии. Главным – полулегальным – источником средств к существованию для многих чеченцев стала кустарная добыча и переработка нефти – занятие, вредное как для самих работников, так и для экологии страны. Многие просто воровали нефть прямо из трубопровода между Каспием и Новороссийском. Некоторым позволяла выжить лишь помощь чеченской диаспоры.

27 января 1997 года в Чеченской республике состоялись выборы, в результате которых президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Выборы проходили под наблюдением миссии ОБСЕ, которая подтвердила их демократичность. Наконец, 12 мая 1997 года был подписан «Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия», подтвердивший Хасавюртские соглашения.  Согласно договору, обе стороны обязались «не использовать силу или угрозы применения силы во всех спорных вопросах и поддерживать отношения согласно общепринятым принципам и нормам международного права».

Но долгожданный мир так и не наступил. В республике процветала преступность и произвол полевых командиров, контролировавших значительную часть территории и фактически не подчинявшихся президенту Масхадову. От бандитских набегов страдало и население прилежащих к Чеченской республике регионов, в частности, Дагестана, Ингушетии и Ставропольского края. Правоохранительные органы этих регионов были не в состоянии как-либо защитить граждан, поскольку бандиты всегда скрывались на территории Чеченской республики, неконтролируемой федеральной властью.

Получила распространение во время войны (и не прекратилась после наступления мира) практика захвата заложников с целью выкупа. Многие заложники, которых не выкупили родственники, жили в чеченских селах фактически на правах рабов. Захватывались и новые заложники: местные жители, сотрудники гуманитарных миссий, журналисты (российские и зарубежные).  Порой пленных пытали и убивали. Так, в октябре 1998 года были похищены сотрудники британской телекоммуникационной фирмы GrangerTelecom, которых после многочисленных пыток обезглавили в декабре того же года. Иногда заложники захватывались в соседних регионах и вывозились на территорию Чеченской республики.

Руководство Чеченской республики попыталось навести порядок, построив исламское государство и, в частности, введя «шариатский кодекс». В соответствии с ним стали широко применяться публичные телесные наказания и казни. Но это не привело к укреплению законности и правопорядка; напротив, множественные внесудебные расправы и казни, которые совершали полевые командиры, теперь стали называться «шариатским правосудием».

Кризис наступил в конце лета 1999 года, когда отряды Ш. Басаева вторглись на территорию Дагестана, рассчитывая на поддержку дагестанских сторонников «шариатского правления». В результате тяжелых боев части российской армии и внутренних войск при поддержке отрядов дагестанских ополченцев вынудили боевиков отступить на территорию Чеченской республики.

Террористическая деятельность сепаратистов в 1997–1999 годах стала обычным явлением, но трагические события сентября 1999 года потрясл и всю страну. В Буйнакске, Москве и Волгодонске были совершены взрывы жилых домов, унесшие в общей сложности жизни более чем трехсот человек. Схема проведения терактов была единой: для взрывов домов использовался гексоген (взрывчатое вещество, внешне напоминающее сахар), который закладывали в подвалы домов и взрывали с помощью часового механизма. И хотя чеченские боевики не взяли на себя ответственность за эти взрывы, комплекс происходящих событий побудил руководство РФ предпринять решительные действия для наведения порядка в Чеченской республике.

В целом события зимы 1999–2000 годов привели к военной победе над сепаратистами. Руководство России заявило о завершении военной стадии конфликта. Дальнейшая политика, направленная на установление контроля над республикой, постепенно привела к наведению порядка на территории Чеченской республики, хотя на протяжении 2000-х годов она оставалась источником напряжения и базой терроризма.

Настройка заголовка
false
Вернуться к списку