Вернуться к списку

Телевидение в конце 1980-х – 1990-х годах

Карточка

В современном мире средства массовой информации (СМИ) играют не только важнейшую роль в политической и социально-экономической сферах общественной жизни, но и оказывают значительное влияние на повседневную жизнь человека, его предпочтения и желания, ценностные ориентиры и позиции. Неслучайно СМИ в информационную эпоху называют «четвертой властью».

В СССР телевидение находилось под контролем Коммунистической партии. Большинству советских зрителей было доступно всего два-три телеканала, по которым в основном транслировались новости, хоккейные и футбольные матчи, соревнования по фигурному катанию, советские и редкие зарубежные фильмы. Все передачи должны были пройти контроль цензуры, которая в то время была очень жесткой. Конечно, в сравнении с сегодняшним днем выбор передач был крайне ограничен, а рекламы на телевидении не было вообще. Все программы показывались в записи, в прямом же  эфире советский зритель мог увидеть разве что трансляции съездов КПСС или парад Победы на Красной площади.

Ситуация начала меняться в эпоху перестройки и гласности. Главным направлением развития телевидения стало появление новых общественно-политических программ, в которых находили отражение разнообразные идейные течения того времени – от демократических до националистических. Особенно выделялись передачи «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд».

Информационная программа «600 секунд» впервые вышла в эфир 23 декабря 1987 года. Передача быстро стала одной из наиболее популярных новостных программ, что объяснялось как динамизмом и яркостью в подаче материала, так и изобилием грубых натуралистических деталей. Ведущий передачи Александр Невзоров занимал державно-патриотические позиции и резко критиковал и коммунистических лидеров, и демократических политиков. Позднее А. Невзоров активно поддерживал ГКЧП и борьбу Верховного Совета РФ против Бориса Ельцина (см. статью «Августовский путч 1991 года»). Передача была закрыта решением Федеральной телерадиовещательной службы в дни октябрьских событий 1993 года.

Первый выпуск публицистической программы «Пятое колесо» (главный редактор – Бэлла Куркова) вышел в эфир 11 апреля 1988 года. Программа ставила своей задачей переосмыслить прошлое советского периода, реабилитировать многих деятелей культуры и политики (см. статью «Историческое сознание на исходе советской эпохи»). В программе выступали оппозиционные политики (Борис Ельцин, Анатолий Собчак) (см. статью «Борис Ельцин») и демократически настроенные деятели культуры (писатель Даниил Гранин, академик Дмитрий Лихачев).

Наряду с новостными и общественно-политическими передачами в конце 80-х годов появились новые молодежные программы, как информационно-аналитические, так и развлекательные. 2 октября 1987 года в редакции Центрального телевидения вышел в эфир первый выпуск телепрограммы «Взгляд», наиболее популярной передачи 90-х годов. Формат этой вечерней молодежной программы включал информационно-аналитическую часть (прямой эфир из студии) и музыкальные клипы. Вначале ведущих было трое: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров. Один из главных рупоров демократических сил, «Взгляд» был на несколько месяцев запрещен в декабре 1990 года в момент крайнего обострения политической борьбы, но вскоре снова стал главной политической передачей, поддерживавшей демократические реформы Б. Ельцина. В 90-е годы производство программы «Взгляд» стало осуществляться телекомпанией ВИD, организовавшей такие популярные телепрограммы, как «Поле чудес», «Тема» и «Час пик».

Развлекательные программы стали характерной чертой телевидения 90-х годов.

Первый выпуск капитал-шоу «Поле чудес» вышел в эфир 25 октября 1990 года. Это была занимательная игра в эфире (участники отгадывали слова), которая быстро стала одной из самых популярных передач и дала толчок развитию развлекательных программ. Первым ведущим «Поля чудес» был Владислав Листьев. С ноября 1991 года новым ведущим «Поля чудес» становится Леонид Якубович.

17 апреля 1993 года на Ленинградском телевидении состоялась премьера развлекательной телепередачи «Городок» Ильи Олейникова и Юрия Стоянова. С 9 июля передача стала выходить на канале РТР. Она быстро стала одной из самых популярных программ российского телевидения и неоднократно получала престижные премии (в том числе премию «ТЭФИ»).

С конца 80-х годов по телевидению начинают показывать телесериалы, что отражало формирование массовой культуры западного типа в советском и российском обществе. В конце 80-х – начале 90-х годов были показаны латиноамериканские и американские телесериалы («мыльные оперы») – «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Санта Барбара», – пользовавшиеся огромной популярностью у российских телезрителей. Позднее, уже в 90-е годы, на российском телевидении появляются телесериалы отечественного производства  (см. статью "Телесериалы в России конца 1980-х и 1990-х годов").

Характерной чертой развития телевидения стала его децентрализация, которая обозначилась в конце 80-х годов и завершилась в 1995 году ликвидацией РГТРК «Останкино». Государство в значительной степени утратило функции идеологического и финансового контроля, на телевидение пришел частный капитал, были созданы новые телеканалы, которые вошли в мощные частные медиахолдинги.

Важной вехой децентрализации управления радио- и телевещанием стало создание Российского телевидения (ныне РТР), которое контролировалось возглавляемым Б. Ельциным Верховным Советом РСФСР и выражало оппозиционную по отношению к союзному руководству точку зрения (см. статью «Политическая борьба в годы перестройки»). Оно начало свое вещание 13 мая 1991 года.

После распада Гостелерадио (1991 год) практически во всех регионах страны возникают местные частные телекомпании. Именно в этот период  закладываются основы журналистики, ориентированной на западные модели. На телевидении появляется реклама, ставшая с тех пор неотъемлемым элементом его функционирования. Непривычные к рекламе российские граждане часто относились к ней с неоправданным доверием, по привычке считая, что государство отвечает за всю информацию, передаваемую по телевизору. Этим воспользовались организаторы финансовых пирамид. Знаменитые ролики, рассказывавшие о внезапно обретенном благополучии рядового вкладчика компании «МММ» (наиболее известной из российских пирамид) Лени Голубкова, зрители смотрели едва ли не как мыльную оперу.

Решающий этап в формировании новой системы средств массовой информации пришелся на 1994–96 годы. В этот период крупнейшие российские бизнесмены создают свои медиахолдинги, с помощью которых пытаются оказывать влияние на формирование общественного мнения и государственную политику (см. статью «Олигархи»).

10 октября 1993 года началось вещание созданного в июле 1993 года частного телеканала НТВ. Его владельцем был известный бизнесмен Владимир Гусинский, а первым президентом и генеральным директором стал журналист Игорь Малашенко. Первые программы «Итоги» и «Сегодня» с октября стали выходить на пятом канале («Петербург-Пятый канал»), а с 17 января 1994 года (по указу президента Б. Ельцина от 22 декабря 1993 года) НТВ получило вечернее время на четвертом канале. Наряду с новостными и аналитическими программами в его репертуаре появились сатирическая программа «Куклы», ток-шоу «Времечко», спортивные и – впервые в России – эротические передачи («Ночной канал»). С 11 ноября 1996 года НТВ было передано все эфирное время четвертого канала. На нем работали такие журналисты, как Евгений Киселев, Олег Добродеев, Татьяна Миткова, Михаил Осокин, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович.

11 апреля 1995 года начал вещание телеканал ОРТ (Общественное Российское Телевидение), пришедший на смену 1-му каналу Останкино (который был наследником Центрального телевидения советской эпохи). Однако в 1994 году популярность 1-го канала Останкино пошла на спад в связи с конкуренцией со стороны недавно созданного канала НТВ. Согласно указу президента Б. Ельцина первый канал был передан акционерному обществу «Общественное Российское Телевидение», которое было создано 25 января 1995 года. На ОРТ работали такие известные журналисты, как Александр Любимов, Сергей Доренко, Арина Шарапова. Первым генеральным директором ОРТ стал известный тележурналист Владислав Листьев. Одним из важнейших направлений его деятельности на этом посту была продажа рекламного времени. 20 февраля Листьев ввел временный мораторий на все виды рекламы на канале, пока ОРТ не разработает новые этические нормы. Согласно утверждению А. Коржакова (начальника охраны президента Б. Ельцина), это решение означало потерю многомиллионных прибылей для предпринимателя Бориса Березовского (см. статью «Борис Березовский»), который был одним из акционеров ОРТ. По одной из версий следствия, именно эти действия Листьева стали причиной его убийства 1 марта 1995. Это трагическое событие показало, что, к сожалению, российское телевидение в 90-е годы было крайне криминализировано. Убийство Владислава Листьева, не раскрытое до сих пор, вызвало широчайший общественный резонанс.

Лишь после принятия в 1995 году Закона РФ «О рекламе», а также по мере усиления в 1995–96 годах контроля над правовой стороной регионального вещания, большинство телеканалов было вынуждено перейти к наполнению эфира в основном лицензионной продукцией.

К концу 90-х годов в России появилось множество федеральных и региональных каналов. Снятие цензуры позволило им предоставить зрительской аудитории большой выбор телепередач и фильмов, как отечественных, так и зарубежных. Многие программы привлекали зрителей возможностью открыто выражать  различные мнения. Конечно, у отмены цензуры была и обратная сторона: некоторые каналы стали выпускать в эфир откровенно вульгарную и низкокачественную продукцию,  но теперь зрители уже сами могли решать,  что они хотят смотреть. Эта свобода выбора стала одним из важнейших отличий российского телевидения от телевидения времен СССР.

Настройка заголовка
true
Вернуться к списку