Вернуться к списку

Разрешение экономического кризиса 1998 года

Карточка

Экономическая политика России 1990-х годов напрямую была связана как с внутренними процессами резких перемен в обществе, так и с мировыми тенденциями глобализации и интеграции. Если резкая потеря покупательной способности рубля, начавшаяся еще в годы перестройки, была закономерна при переходе к рынку, то с 1994 года правительство уделяло особое внимание сдерживанию инфляции.

С проблемой инфляции в той или иной мере сталкивались и сталкиваются почти все страны мира. В отсутствие стабильной валюты производители боятся вкладывать деньги в экономику, инвестировать ее развитие, а без этого невозможно добиться твердого курса денежной единицы. Поэтому нужны особые меры в области экономической политики для сдерживания инфляции.

Но государство, имеющее огромные обязательства перед бюджетниками, пенсионерами, военными и жилищно-коммунальной службой вынуждено было продолжать печатать деньги. Нехватка средств в бюджете объяснялась двумя причинами. Во-первых, российская экономика в тот момент находилась на спаде, из-за чего объективно снижались возможности сбора налогов. Во-вторых, российский бизнес быстро начал осваивать схемы уклонения от уплаты налогов, используя имеющиеся в законодательстве лазейки. В итоге поступления в бюджет были намного меньше того, на что могло рассчитывать правительство.

Конечно, с точки зрения развития экономики самым лучшим решением проблемы инфляции было бы сократить расходы бюджета до уровня доходов. То есть тратить лишь то, что можно собрать в качестве налогов с бизнеса и граждан. Если бы удалось так поступить на практике, инфляция быстро снизилась бы, люди перестали бы страдать от безудержного роста цен. Однако такая борьба с инфляцией обернулась бы крайне болезненными последствиями. Часть бюджетников осталась бы без зарплат, пенсии снизились бы до минимума, а в жилищно-коммунальной сфере большую часть платы за воду, тепло и электричество пришлось бы перекладывать с городских бюджетов на самих граждан. Это могло привести к еще большему снижению уровня жизни населения и к социальному взрыву.

С ноября 1994 года первым заместителем Председателя Правительства РФ по вопросам экономической и финансовой политики становится А. Чубайс. Он принимает меры по сокращению расходов бюджета и улучшению сбора налогов, в том числе и путем сокращения налоговых льгот, являвшихся источником обогащения части бизнеса и связанного с ним чиновничества. В результате к осени 1995 года инфляция резко сократилась, но социальные нужды и сложная ситуация в стране требовали значительных затрат на расходы бюджета.

Нестандартный ход нашелся: государство стало брать недостающие деньги в долг у бизнеса. Были выпущены специальные ценные бумаги – государственные краткосрочные облигации (ГКО). Их выпускал Центральный банк РФ на разные сроки – от нескольких месяцев до одного года. Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года. Из запланированных к продаже трехмесячных облигаций на сумму в 1 миллиард рублей было продано облигаций на сумму 885,4 миллионов рублей. Доходность по ГКО в 1998 году достигала 140% годовых. Это было весьма привлекательно для бизнеса, и многие стали одалживать свои средства государству. Постепенно доверие к государству возросло, поскольку все видели, что из года в год оно честно соблюдает свои обязательства. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 триллионов рублей. В 1997 году – 32 триллиона рублей, из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объем по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 миллиардов рублей.

Выпуск ГКО решал ряд проблем, но и порождал другие – бизнесмены не рисковали вкладывать деньги в производство, а получали гарантированный доход за счет покупки ценных бумаг. Было ясно, что данная мера кратковременна и обусловлена, в том числе, стремлением депутатов Государственной думы использовать популистские социальные обещания. Было очевидно, что рассчитывать на кредиты бизнеса можно лишь до определенного времени. За этот срок надо было навести порядок в бюджете, увеличить поступления, сократить расходы.

По этому пути старалось идти российское правительство, и некоторых успехов оно, действительно, достигло. К осени 1995 года удалось победить инфляцию, а несколько позднее, в 1997 году, наметился рост производства. Однако беда, разрушившая систему государственного долга, пришла раньше, чем можно было ожидать.

В 1997 году на Востоке начался финансовый кризис. Из некоторых стран Азии капитал стал уходить на Запад, опасаясь разного рода угроз. Паника охватила и Россию. Уровень доверия к государству резко упал, вследствие чего бизнесмены перестали покупать ГКО.  Они продавали старые облигации, затем меняли рубли на иностранную валюту и уводили деньги на Запад – в те страны, которые были лучше защищены от опасности кризиса. Как только начался этот процесс, российское государство потеряло возможность пополнять бюджет за счет новых займов, при этом долги по старым займам остались.

Надвигалась катастрофа. Какое-то время правительство продолжало выплачивать долги, привлекая для этого последние средства. На фоне резко ухудшавшейся экономической ситуации президент предпринял последнюю попытку остановить надвигающийся кризис. Анатолий Чубайс, который пользовался огромным авторитетом в международных финансовых кругах, был назначен специальным представителем президента по переговорам с международными финансовыми организациями. Летом 1998 года ему удалось убедить Международный валютный фонд предоставить России экстренный займ на 4 миллиарда долларов, однако даже эта мера не помогла – кризис уже зашел слишком далеко. К середине августа 1998 года не осталось средств, чтобы рассчитываться с кредиторами. Правительство вынуждено было объявить о дефолте, т.е. об отказе платить по своим обязательствам. Дефолт разорил ряд банков, вложившихся в государственные облигации. В первые дни после дефолта толпы вкладчиков буквально штурмовали банки, но лишь немногие смогли получить обратно свои вклады. А через несколько дней банки заморозили выплаты, и очереди стояли уже перед закрытыми дверями. Миллионы вкладчиков полностью или частично потеряли свои деньги.

Дефолт сопровождался новым катастрофическим обвалом курса рубля по отношению к доллару. В результате финансовой стабилизации, обеспеченной жесткой бюджетной политикой 1995 года, правительство в течение нескольких лет удерживало стабильный курс рубля в рамках так называемого «валютного коридора», допускавшего только незначительные (в пределах нескольких процентов) колебания курса. Это способствовало оздоровлению экономики и росту инвестиций. Но в итоге дефолта от «валютного коридора» пришлось отказаться. Поскольку в условиях мирового финансового кризиса все стремились менять рубли на иностранную валюту, Центральный банк быстро распродавал свои долларовые запасы. В августе 1998 года они подошли к концу.

Как только государство потеряло возможность продавать валюту из запасов Центробанка, доллар стал быстро расти. Неизбежным следствием этого было подорожание импортных товаров, а также той части отечественных товаров, при производстве которых использовались импортные комплектующие, оборудование и т.д.

В долгосрочной перспективе падение курса рубля могло иметь не только негативные, но и позитивные последствия. После дефолта отечественные товары стали более конкурентоспособны. Они быстро начали замещать на рынке импортную продукцию, что особенно хорошо было заметно в области пищевой промышленности.

Август 1998 года стал нелегким испытанием для молодой демократической России. Это был глобальный кризис, и экономисты до сих пор спорят, можно ли было его предотвратить. Последствия дефолта были крайне болезненными для населения России и для экономики страны в целом. Однако катастрофических последствий удалось избежать. Более того, именно тогда был дан толчок к развитию многих отечественных отраслей, что позволило создать предпосылки для дальнейшего экономического подъема.

Настройка заголовка
true
Вернуться к списку