« Назад

Федеральное собрание РФ

Законодательную власть в России, согласно Конституции РФ 1993 года, осуществляет двухпалатный парламент – Федеральное собрание Российской Федерации. Обе палаты Федерального собрания – верхняя, Совет Федерации РФ, и нижняя, Государственная дума РФ – согласно Конституции, функционируют раздельно и собираются на совместные заседания лишь в случаях, специально оговоренных в Конституции, прежде всего для заслушивания ежегодных посланий главы государства.

В законодательной деятельности Федерального собрания главную роль играет Государственная дума, состоящая из 450 депутатов. С 1993 по 2003 годы выборы в Думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. 225 депутатов избирались по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах с примерно равной численностью избирателей (при этом в каждом регионе России должно было быть не менее одного округа). Остальные 225 депутатских мандатов пропорционально распределялись между списками политических партий и блоков, причем мандаты получали только списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. Начиная с 2007 года выборы депутатов Государственной думы проходят только на основе пропорциональной избирательной системы, предполагающей голосование избирателей за общероссийские списки официально зарегистрированных политических партий. Партии, набравшие свыше 7% голосов избирателей, получают долю мест в Государственной думе на основе пропорции поданных за их списки голосов, в то время как партии, получившие от 5% до 7% голосов, имеют право на один либо два депутатских мандата соответственно.

К важнейшим полномочиям Государственной думы РФ относятся принятие федеральных законов (включая ежегодный бюджет страны) и утверждение в должности ряда высших должностных лиц (например, председателя Центрального банка России и Уполномоченного по правам человека). Принимаемые Думой законы должны получить поддержку не менее половины от общего числа ее депутатов. Верхняя палата парламента – Совет Федерации РФ – одобряет большинством голосов законы, принимаемые Думой, либо накладывает на них вето. В этом случае Государственная дума может преодолеть вето Совета Федерации двумя третями голосов от общего числа ее депутатов, после чего закон считается принятым. Вступление федеральных законов в силу происходит только после их подписания Президентом РФ, который, в свою очередь, может наложить вето на принятый Федеральным собранием закон (исключение представляют федеральные конституционные законы, процедура принятия которых оговорена Конституцией особо). Президентское вето может быть преодолено двумя третями голосов от общего состава депутатов Государственной думы и Совета Федерации.

Государственная дума также дает согласие на назначение председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого представляется ей президентом. В случае если Дума трижды проголосует против предложенной президентом кандидатуры, президент обязан распустить Думу и назначить досрочные выборы. На практике такого в России пока еще не случалось, хотя в сентябре 1998 года, в момент вызванного дефолтом острого политического кризиса, возможность подобного развития событий была (см. статью «Политический кризис 1998–99 годов»).

Важной функцией Государственной думы является также заслушивание отчетов правительства. При этом Дума вправе выразить ему недоверие в любой момент времени. Если Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству, то президент обязан либо отправить в отставку правительство, либо распустить Думу и назначить досрочные выборы. В свою очередь, правительство вправе поставить перед Думой вопрос о доверии к себе. В случае если за доверие проголосует менее половины депутатов, президент должен распустить ее и назначить досрочные выборы. За все время своего существования Дума лишь один раз (в 1995 году) проголосовала за недоверие правительству России, но при повторном голосовании за недоверие было подано менее половины голосов депутатов.

В Государственной думе РФ разных созывов было представлено от четырех до восьми политических партий и блоков, а также (до 2007 года) ряд независимых депутатов, многие из которых не входили во фракции партий и блоков  ( Итоги выборов в Государственную думу РФ первого, второго и третьего созывов). В 1990-е годы Дума была ареной острого противостояния партий, из-за чего принятие ею законов нередко затягивалось.

Правом законодательной инициативы, по Конституции РФ 1993 года, обладают Президент и Правительство России, а также депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представительные органы власти регионов России и высшие органы судебной власти страны (по вопросам своей юрисдикции).

Согласно Конституции РФ 1993 года, политическое представительство регионов – субъектов Российской Федерации на общероссийском уровне реализуется в рамках верхней палаты парламента – Совета Федерации. Он рассматривает законы, принимаемые Государственной думой, а также дает согласие на назначение Генерального прокурора и судей высших органов судебной власти страны. В состав Совета Федерации входят по два представителя каждого из регионов, один из которых представляет законодательную, а другой – исполнительную власть. В 1993–1995 годах члены Совета Федерации РФ избирались населением на всеобщих выборах. В 1996–2001 годах в его состав входили по должности все главы органов исполнительной и законодательной власти регионов (т.е. председатели Законодательных собраний и губернаторы). С 2002 года членами Совета Федерации являются работающие в нем на постоянной основе представители региональных законодательных органов и глав исполнительной власти регионов, которые назначаются на свои должности органами власти субъектов Российской Федерации.

В целом установленный Конституцией 1993 года государственный строй России может быть охарактеризован как президентская республика с ярко выраженным преобладанием исполнительной власти над законодательной. Поэтому политический курс страны (и, в частности, направление ее социально-экономического развития) и в 1990-е, и в 2000-е годы в большей степени определялся Президентом, чем Федеральным собранием РФ.

 

Итоги выборов в Государственную думу первого, второго и третьего созывов

(Таблицы включают партии, избирательные объединения и блоки, набравшие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по партийным спискам)

 

Итоги выборов в Государственную думу РФ первого созыва (декабрь 1993 года)

Партии, объединения и блоки

% голосов

Количество мандатов в ГД

ЛДПР

22,9

64

Выбор России

15,5

64

КПРФ

12,4

42

Женщины России

8,1

23

Аграрная Партия России

8,0

37

Яблоко

7,9

27

ПРЕС

6,7

22

Демократическая партия России

5,5

14

 

Итоги выборов в Государственную думу РФ второго созыва (декабрь 1995 года)

Партия

% голосов

Количество мандатов в ГД

КПРФ

22,3

157

Либерально-демократическая партия России

11,2

51

Наш дом - Россия

10,1

55

Яблоко

6,9

45

 

Распределение мест между фракциями и депутатскими группами в Государственной думе РФ второго созыва

Фракция или депутатская группа

% мест в парламенте

Коммунистическая партия РФ

31,4%

Наш дом - Россия

14,7%

Либерально-демократическая партия России

11,1%

«Яблоко»

10,2%

Депутатская группа «Регионы России»

9,9%

Депутатская группа «Народовластие»

9,3%

Аграрная депутатская группа

7,9%

Независимые депутаты

5,5%

 

Итоги выборов в Государственную думу третьего созыва (декабрь 1999 года)

Партии, объединения и блоки

% голосов

Количество мандатов в ГД

КПРФ

24,3

67

Единство

23,3

64

Отечество – Вся Россия

13,3

37

Союз правых сил

8,5

24

Блок Жириновского (ЛДПР)

6,0

17

Яблоко

5,9

16

 

Остальные партии получили менее 5% голосов. 107 мест в Думе заняли независимые кандидаты, прошедшие по одномандатным избирательным округам.



Пока нет комментариев. Будь первым.