Вернуться к списку

Борис Николаевич Ельцин

1931 – 2007, Советский и российский государственный деятель, первый Президент России (июль 1991 – декабрь 1999 гг.)

-
Список
Фото для списка цветное
Фото для списка черно-белое
Карточка персоны
Фото панорамное
Текст

Борис Ельцин родился на Урале, в семье с недавними крестьянскими корнями, испытавшей на себе сталинские репрессии: его дед был раскулачен, а отец заключен в лагерь. Тем не менее, после освобождения он стал руководящим работником в строительной сфере. Борис Ельцин пошел по стопам отца и стал строителем, закончив в 1955 году Уральский политехнический институт. За следующие десять лет он прошел путь от мастера до директора Свердловского домостроительного комбината (1966). Быстрая карьера стала возможной благодаря его твердому характеру, готовности учиться (он за год освоил несколько строительных специальностей), исключительной работоспособности и физической выносливости. С 1968 года Ельцин перешел на партийную работу. В 1975 году он стал секретарем по промышленности, а в 1976-м – первым секретарем Свердловского областного комитета КПСС. В Свердловске Ельцин пользовался популярностью: он сумел улучшить снабжение города продовольствием, развивал жилищное строительство, начал строительство метрополитена.

После прихода к власти Михаила Горбачева Ельцин попал в число региональных партийных лидеров, привлеченных на работу в аппарат ЦК КПСС. В июне 1985 года он стал секретарем ЦК, ответственным за вопросы строительства, а уже в декабре был избран первым секретарем Московского городского комитета КПСС. В феврале 1986 года Б. Ельцин стал кандидатом в члены Политбюро. Именно «провинциал» Ельцин, только что переехавший в столицу из Свердловска, должен был, по замыслу Горбачева, проводить перестройку в Москве. Ельцин взялся за работу с присущей ему решительностью и, в частности, провел настоящую «чистку» партийного руководства столицы, которое со времен Брежнева отличалось коррумпированностью. Он предпринимал также попытки улучшить снабжение города продовольствием, организовывал продовольственные ярмарки, поддерживал развитие свободной прессы и публичную критику недостатков московского руководства. Постепенно наметилось расхождение между «радикалом» Ельциным и большинством Политбюро во главе с Горбачевым.

Фотогалерея справа
Текст

21 октября 1987 года на Пленуме ЦК КПСС Ельцин резко критиковал Михаила Горбачева за непоследовательность в проведении перестройки, что было крайне негативно воспринято членами Политбюро. Подвергнутый в свою очередь критике за «перегибы» и «администрирование», Ельцин 11 ноября был освобожден от должности первого секретаря МГК, а несколько позднее (в феврале 1988 года) был освобожден от обязанностей кандидата в члены Политбюро. В январе 1988 года Горбачев назначил его заместителем председателя Госстроя в ранге министра, но предупредил, что «обратно в политику» его не пустит. По стране ходили самые разные слухи о выступлении Ельцина, о котором не было сообщений в печати. Распространялось целых восемь вымышленных вариантов его речи на пленуме. С этого момента в народе стал формироваться образ Ельцина как борца с партийной бюрократией, из-за которой «пробуксовывает» перестройка.

HTML-код
Фотогалерея справа
Текст

Возвращение Ельцина в политику произошло в начале 1989 года, на новом этапе демократизации советского общества. 26 марта 1989 года состоялись первые в советской истории частично свободные выборы – во вновь созданный высший орган государственной власти, который назывался Съезд народных депутатов СССР. Несмотря на то, что новый закон о выборах устанавливал многочисленные «фильтры», позволявшие властям отсеивать неугодных кандидатов, многие демократически настроенные общественные деятели стали депутатами съезда. Выборы стали триумфом Бориса Ельцина, получившего в Москве 91,5% голосов избирателей (при явке почти в 90%). А в июне Ельцин был избран в Верховный Совет СССР – высший орган власти в перерывах между съездами народных депутатов. При голосовании Ельцину не хватило одного голоса, чтобы попасть в Верховный совет, однако один из демократических депутатов отказался от своего мандата, освободив тем самым место для Ельцина. К этому времени Ельцин уже являлся одним из самых популярных в стране демократических политиков. Тогда же он вошел в Межрегиональную депутатскую группу (объединение народных депутатов, стоявших на демократических позициях) и стал одним из ее сопредседателей наряду с академиком Сахаровым и другими демократическими лидерами.

Фотогалерея справа
Абзац крупными Но еще более важным политическим успехом Ельцина стало избрание в мае 1990 года народным депутатом РСФСР.
Текст

В этот раз он был избран в Свердловске, где пользовался широкой популярностью. Но большинство в Съезде принадлежало деятелям более консервативной ориентации, среди которых было немало противников перестройки.  Многие депутаты понимали, что российское руководство, в том числе и Съезд, может стать относительно независимым от союзного центра, только если его возглавит крупный и самостоятельный политик. Именно поэтому часть консервативно настроенных, но заинтересованных в повышении своей политической роли российских депутатов готовы были поддержать Ельцина, выдвинувшего свою кандидатуру на пост председателя Верховного совета РСФСР – высший пост в системе российской власти.

HTML-код
Текст

Борьба за этот пост развернулась на Первом съезде народных депутатов РСФСР, который начался 16 мая 1990 года. Главными претендентами выступали председатель Совета министров РСФСР Александр Власов (его поддерживало союзное руководство) и Борис Ельцин. 29 мая – при третьем голосовании! - Ельцин был избран с минимальным перевесом, получив 535 голосов. Для избрания был необходим 531 голос, т.е. 50% от общего числа депутатов, плюс один голос. Власов получил 467 голосов. Избрание Ельцина превратило высший орган власти самой большой из союзных республик в оплот демократических сил. 12 июня 1990 года Верховный совет РСФСР под руководством Ельцина принял декларацию о суверенитете РСФСР, предусматривавшую верховенство республиканских законов по отношению к союзным.

Вскоре после избрания Ельцина председателем Верховного совета РСФСР состоялся XXVIII съезд КПСС (2 – 13 июля 1990 года), на котором произошло острое столкновение сторонников углубления реформ с консервативным большинством. Поскольку большинство съезда было против углубления перестройки, Борис Ельцин заявил о выходе из КПСС и покинул съезд. На протяжении 1990 года из КПСС вышло большинство демократически настроенных коммунистов, признав тем самым партию не реформируемой.

Встав во главе Верховного совета РСФСР, Ельцин предпринял попытки провести в республике экономические реформы, на которые не решалось союзное руководство. Однако в условиях острой политической борьбы и сохранения централизованной системы управления хозяйством сделать это было трудно. Под руководством Ельцина Верховный совет РСФСР принял ряд демократических законов (о законодательной деятельности Верховного совета РСФСР в 1990 - 1991 годах), однако без совместных действий российского и союзного руководства о последовательной экономической реформе не могло быть и речи. Летом 1990 года Горбачев и Ельцин предприняли совместную инициативу в этой области, поручив группе экономистов под руководством Станислава Шаталина и Григория Явлинского разработать программу реформ. После острых дебатов Верховный совет РСФСР поддержал эту программу, получившую название «500 дней» и предусматривавшую переход к рыночной экономике. Однако союзное правительство и Верховный совет СССР высказались против нее, и Михаил Горбачев, не решившись на конфликт, предложил компромиссный вариант. Это фактически означало отказ от последовательных реформ, что не только привело страну к острому экономическому и политическому кризису в 1991 году, но и определило крайне болезненный характер рыночных реформ, которые пришлось проводить российскому руководству во главе с Борисом Ельциным после распада СССР.

Цитата

О законодательной деятельности Верховного совета РСФСР в 1990 - 91 годах

Закон «О собственности» (декабрь 1990 года) легализовал в России частную собственность и провозгласил равноправие форм собственности. Закон «О земельной реформе» (ноябрь 1990 года) отменил государственную монополию на землю и ввел частную собственность на землю. Закон «О свободе вероисповеданий» (октябрь 1990 года) гарантировал гражданам свободный выбор религиозных и атеистических убеждений, равноправие граждан вне зависимости от религии, отделение церкви от государства, а школы – от церкви. 26 апреля 1991 года был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», который осудил сталинские репрессии по отношению к целым народам и восстановивший их исторические права.

Текст

Конец 1990 и первая половина 1991 года стали временем нарастания политического противостояния между сторонниками реформ и консервативной частью советского руководства. Горбачев с его политикой компромиссов быстро утрачивал контроль над ситуацией и вскоре оказался в политической изоляции. Ключевым вопросом в политической борьбе стал вопрос о судьбе СССР. Консервативные силы в советском руководстве требовали от Горбачева «навести порядок», пусть даже ценой отказа от демократических преобразований и введения чрезвычайного положения. В марте 1991 года они предприняли попытку отстранить Ельцина от руководства Верховным советом, но не смогли собрать большинства голосов. 27 марта, накануне III съезда народных депутатов РСФСР, в Москву были введены войска, но это вызвало настолько сильное возмущение в столице и в мире, что войска пришлось вывести. На следующий день в Москве состоялась двухсоттысячная демонстрация в поддержку Ельцина и продолжения реформ.

На референдуме 17 марта 1991 года 76,4% советских граждан высказались за сохранение СССР, однако шесть союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум на том основании, что в них уже были приняты решения об отделении от СССР. В апреле Михаил Горбачев инициировал так называемый ново-огаревский процесс – переговоры с республиками, выразившими готовность остаться в составе обновленного Союза, о заключении нового союзного договора. Подписание договора было назначено на 20 августа.

HTML-код
Текст

На том же самом референдуме большинство граждан высказались за введение в республике поста президента. 12 июня 1991 года Борис Ельцин был избран президентом РСФСР. Он одержал победу уже в первом туре, далеко опередив противостоявших ему коммунистических и националистических кандидатов (Итоги выборов президента Российской Федерации 12 июня 1991 года). 10 июля 1991 года состоялась инаугурация (вступление в должность) первого Президента России Бориса Ельцина. Это усилило позиции Ельцина и позволило ему в дальнейшем проводить относительно независимую от Верховного совета политику.

Фото в 2 колонки
Текст

Чтобы предотвратить заключение нового союзного договора, консервативное большинство в советском руководстве при поддержке силовых ведомств решилось на государственный переворот. Было объявлено, что власть в стране переходит к чрезвычайному органу управления – Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). Горбачев был подвергнут домашнему аресту на даче в Крыму, а в столицу были введены войска.

В дни августовского путча (19-21 августа 1991 года) Борис Ельцин сыграл главную роль в организации сопротивления ГКЧП. Победа над путчистами укрепила его авторитет. Напротив, вернувшийся в Москву Горбачев утратил рычаги управления страной. 23 августа 1991 года Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС. Это был решительный шаг на пути к ее роспуску.

Фото в 2 колонки
Текст

Путч показал даже тем советским республикам, которые намеревались остаться в составе обновленного Союза, что сохранение «центра» и силовых ведомств таило для них реальную угрозу. Одна за другой республики объявляли о своем выходе из СССР (Хронология распада СССР). Попытки Горбачева хотя в какой-то форме сохранить союзный центр не увенчались успехом. 8 декабря в Беловежской пуще главы России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о прекращении существования СССР, а 21 декабря к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Турмения, Узбекистан.Эти страны подписали Декларацию о целях и принципах СНГ совместно с Белоруссией, Россией и Украиной. 25 декабря Михаил Горбачев сложил полномочия президента СССР.

Решение Ельцина и других руководителей союзных республик отказаться от сохранения союзного центра во многом диктовалось глубоким экономическим кризисом, а также угрозой окончательного распада хозяйственных связей и голода, с которой Россия и другие республики столкнулись в конце 1991 года. Республики предпочли выходить из этого кризиса самостоятельно, чтобы в условиях недееспособности центра не зависеть от решений других республик.

После победы над путчистами Ельцин был в зените славы и пользовался широкой поддержкой в обществе и среди народных депутатов, связывавших с ним надежды на преодоление кризиса. Однако в условиях распада советской машины управления и возникновения фактически нового государства – Российской Федерации – рычагов реальной власти и финансовых ресурсов у президента было крайне мало. Ведь еще совсем недавно реальная власть принадлежала партийным органам, и после запрета КПСС аппарат управления приходилось отстраивать заново. Необходимо было срочно принимать радикальные меры, направленные на решение стратегических вопросов развития страны, одновременно выстраивая новую систему власти и решая острые злободневные вопросы обеспечения страны продовольствием, топливом и т.д.

После некоторых колебаний Ельцин решил пригласить в правительство группу молодых экономистов – убежденных рыночников, сложившуюся на протяжении 80-х годов вокруг Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Эта группа – единственная в стране – имела продуманную программу рыночных реформ. К тому же некоторые другие политики и экономисты, с которыми Ельцин обсуждал возможность прихода в правительство, отказались принять на себя ответственность за неизбежно непопулярные меры, которые необходимо было предпринять для выхода из кризиса. Гайдар предложил Ельцину программу радикальных реформ, которую 28 октября 1991 года президент изложил Съезду народных депутатов. Съезд одобрил программу и предоставил Ельцину на один год чрезвычайные полномочия для ее реализации, в том числе и право лично возглавить правительство. В этом правительстве, созданном в ноябре 1991 года, Егор Гайдар стал вице-премьером, ответственным за экономическую политику. Вместе с Гайдаром в правительство пришла и его команда.

Это было весьма смелое решение, как со стороны Гайдара, так и со стороны Ельцина. Они понимали, насколько трудными и непопулярными будут реформы, но понимали также их неизбежность и необходимость. Ельцин и Гайдар решились поставить на карту свое политическое будущее, но переоценили сплоченность демократических сил и недооценили способность советских элит к сопротивлению и саботированию реформ.

Выбор радикального варианта экономической политики, предложенного Гайдаром, отвечал не только конкретным условиям осени 1991 года, когда время для постепенных преобразований было уже давно и безвозвратно упущено, и их приходилось проводить в исключительно сложных условиях. Этот выбор был вполне естественным для Ельцина с его решительным и твердым характером и опытом острых политических конфликтов.

Начавшиеся в январе 1992 года реформы привели к резкому росту цен и падению доходов большей части населения. Однако рыночные механизмы заработали, и уже через несколько недель прилавки магазинов стали наполняться товарами (почти полностью исчезнувшими к осени 1991 года), так что вскоре для россиян, в отличие от советских людей, главным вопросом стало не то, где «достать» продукты или одежду, а как заработать достаточно денег, чтобы их купить.

Благодаря жесткой бюджетной политике к маю 1992 года удалось существенно ограничить инфляцию. Но на дальнейшем ходе реформ сказался начавшийся уже весной 1992 года острый конфликт между правительством и президентом, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным советом РФ, - с другой. Верховный совет возглавлял бывший сподвижник Ельцина Руслан Хасбулатов, который стал лидером оппозиции курсу реформ в 1992-93 годах.

В условиях экономических трудностей и роста недовольства населения резко усилились позиции националистов и коммунистов, которые отстаивали интересы бывших советских элит, в частности, директорского корпуса. Большинство представителей этого корпуса не были подготовлены к эффективной работе в условиях рынка. Они приветствовали отказ от планового хозяйства и расширение своих прав (чем и воспользовались в целях личного обогащения в ходе так называемой директорской приватизации), но одновременно требовали государственных субсидий, ссылаясь на бедственное положение трудящихся. Сопротивление реформам способствовало тому, что переход к рыночной экономике принял затяжной и еще более болезненный характер. Летом Верховный совет принял бюджет, расходная часть которого не была обеспечена доходами, а подконтрольный Верховному совету Центральный банк начал печатать необеспеченные товарами деньги. Это привело к новому витку инфляции.

Сопротивление реформам со стороны бывших советских элит, выступавших под националистическими, прокоммунистическими и популистскими лозунгами, продолжалось на всем протяжении 90-х годов. Особенностью коммунистического движения в постсоветской России стал его отказ от ряда положений марксизма и сближение с националистами. Демократы в парламенте постоянно находились в меньшинстве, и президенту приходилось идти на всевозможные компромиссы, чтобы обеспечивать проведение реформ, пусть и не всегда последовательных. Борис Ельцин показал себя исключительно целеустремленным политиком. Однако его правление было временем почти непрекращающихся политических кризисов, когда сам президент и его сторонники терпели жестокие поражения и шли на экстраординарные меры, чтобы отстоять свой курс на построение в стране рыночной экономики и демократии, и не допустить возврата власти в руки коммунистов.

Правление Ельцина (как и годы перестройки) были отмечены крайне неблагоприятной для СССР и России мировой экономической конъюнктурой. В 1986 году произошло резкое падение цен на нефть, которые с небольшими колебаниями оставались на низком уровне вплоть до 2000 года. Между тем, российская экономика унаследовала от советской экономики зависимость от цен на энергоносители. Это определило важную особенность российских реформ: несмотря на предоставленную международными организациями  финансовую поддержку, реформы проводились слабым в финансовом отношении государством.

Борьба президента и Верховного совета в 1992-93 годах была первым раундом противостояния между Ельциным и националистической и коммунистической оппозицией. Эта борьба была тем более ожесточенной, что действовавшая на тот момент Конституция РСФСР, в которую были внесены некоторые поправки, создавала крайне неопределенную правовую ситуацию, поскольку сочетала в себе два взаимоисключающих принципа – всевластие советов и разделение властей. В декабре 1992 года  Съезд народных депутатов не утвердил кандидатуру Егора Гайдара на пост председателя Правительства, и Ельцин  был вынужден выдвинуть на эту должность Виктора Черномырдина. Черномырдин стал верным сторонником Ельцина и курса демократических реформ, однако он был тесно связан с советским директорским корпусом и проводил компромиссную экономическую политику. Но даже такое развитие событий не устроило Верховный совет, и конфликт между ветвями власти пришлось вынести на всенародный референдум. В апреле большинство россиян выразили доверие президенту и поддержку курсу реформ, но высказались против досрочного прекращения функций Верховного совета. Это означало затягивание конфликта.

21 сентября 1993 Борис Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в котором  предписал Съезду народных депутатов и Верховному совету прекратить свою деятельность, а также постановил провести выборы в Государственную Думу федерального Собрания Российской Федерации. Одновременно с выборами был назначен референдум по проекту новой конституции. Верховный совет отказался подчиниться решению президента и объявил о его отрешении от должности. Здание Верховного совета было оцеплено милицией. В нем собрались поддерживавшие оппозицию вооруженные боевики. 3 октября они силой захватили московскую мэрию и попытались захватить телевидение и ряд правительственных зданий, в том числе Министерство обороны. Руководство силовых ведомств пребывало в нерешительности, генералы не хотели брать на себя ответственность за применение силы. По призыву Егора Гайдара тысячи москвичей в ночь на 4 октября вышли на улицы, чтобы выразить поддержку президенту. Началось строительство баррикад. Только к утру Ельцин смог добиться от Министерства обороны согласия на введение войск. Утром 4 октября мятеж был подавлен.

Октябрьские события имели двойственное значение для развития страны. С одной стороны, они ознаменовали конец конституционного кризиса. На референдуме 12 декабря была принята новая Конституция РФ. Ельцин, лично правивший проект Конституции, добился предоставления президенту чрезвычайно широких полномочий. Эта «суперпрезидентская» конституция позволила ему продолжить демократические преобразования, которые в значительной мере были преобразованиями «сверху» и проводились вопреки парламентскому большинству. С другой стороны, насильственный разгон парламента стал ударом по зарождающейся российской демократии. Он нанес ущерб репутации самого президента и поддерживавших его либеральных реформаторов. Даже часть демократической общественности с этого момента переходит в оппозицию президенту. Неслучайно на выборах в новый парламент, состоявшихся 12 декабря 1993 года, партия Егора Гайдара «Выбор России», рассчитывавшая на успех после победы президента над оппозицией, заняла лишь второе место, уступив первенство ЛДПР – националистической партии Владимира Жириновского. Это было очевидно протестное голосование – не столько за Жириновского, сколько против Ельцина и Гайдара. Вплоть до конца президентства Ельцина большинство в парламенте принадлежало оппозиции. Главной ее силой с 1995 года стала КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым.

После выборов 1993 года правительство, во главе которого остался верный Ельцину Виктор Черномырдин, не могло опереться на большинство в новом парламенте. Конечно, позиции президента окрепли в результате принятия новой Конституции, но он все равно не имел необходимой для проведения реформ поддержки в обществе и в парламенте. Это обрекало страну на продолжение – правда, уже в более спокойных условиях – политики полумер, которая вела к затягиванию болезненного процесса перехода к рыночной экономике.

По-видимому, события октября-декабря 1993 года стали для Бориса Ельцина не только политическим, но и психологическим ударом. Ельцин был очень сильным, волевым человеком, но вместе с тем и весьма скрытным. О его внутренних переживаниях мы можем судить в основном по его поведению. После нескольких лет, когда он неизменно был в центре острой политической борьбы, в 1994-95 годах Ельцин резко снижает свою политическую активность. Вероятно, он чувствовал себя в политическом тупике и, лишившись широкой народной поддержки и части союзников из демократического лагеря, не знал, как продолжать реформы. Между тем, он уже прочно связал свое имя и репутацию с курсом реформ. В это время в его окружении главную роль начинают играть «силовики», неформальным лидером которых был начальник охраны президента генерал Александр Коржаков. Но им было не под силу найти выход из создавшегося положения. В эти годы Ельцин не раз говорил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на новый президентский срок. Его популярность в 1994 – 95 годах составляла, как правило, от 3 до 5%.

В октябре 1994 года ситуацию обострил новый экономический кризис – «черный вторник», т.е. обвальное падение курса рубля по отношению к доллару. Это заставило Ельцина и Черномырдина осознать необходимость экстренных мер для борьбы с инфляцией, чему с лета 1992 года правительство уделяло недостаточно внимания. Первым вице-премьером был назначен Анатолий Чубайс, который осуществил комплекс мер, позволивших значительно снизить инфляцию. Это было первым серьезным успехом правительства на пути к стабилизации российской экономики.

Но борьба с инфляцией не была главной проблемой 1994 года. Гораздо более драматическим событием стало начало войны в Чеченской республике. Война привела к огромным человеческим жертвам и обострению политической обстановки в стране. Она показала недееспособность российской армии и безответственность руководителей силовых ведомств, игравших важную роль в окружении Ельцина. Война была крайне непопулярна в российском обществе и способствовала дальнейшему отходу Ельцина от демократических сил. В начале 1996 года казалось, что победа Геннадия Зюганова на предстоящих президентских выборах неизбежна. Это означало приход к власти коммунистов.

В этих условиях генерал Коржаков и ряд других близких сотрудников президента убеждали его перенести выборы на более поздний срок и распустить КПРФ, т.е. фактически совершить государственный переворот. Напротив, другая часть президентской команды, во главе с только что уволенным с поста вице-премьера, но сохранившим влияние на президента Анатолием Чубайсом, исходила из необходимости идти на выборы и верила в возможность их выиграть, несмотря на катастрофическое падение популярности Ельцина.

Фотогалерея справа
Цитата
Анатолий Чубайс о фальсификации выборов 1996 года
Были ли нарушения в ходе предвыборной кампании 1996 года? Да, конечно, были, и подавляющее большинство их было сосредоточено на региональном уровне. В политике существует давно известный закон: объем нарушений при выборах прямо пропорционален соотношению полномочий между действующей властью и оппозицией. Как известно, в 1996 году больше половины губернаторов (да и большая часть силовых структур) были за Зюганова. Допускаю, что прозюгановские Губернаторы нарушали правила в пользу Зюганова, а проельцинские - в нашу пользу. Однако мне не известно ни одного федерального проекта по манипуляциям при подсчете голосов. Думаю, если бы они были, я не мог бы об этом не знать.
Текст

В марте 1996 года борьба внутри президентской команды обострилась до крайности. В своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин признается, что по его распоряжению уже были подготовлены указы о переносе выборов, роспуске Думы и запрете компартии, но в решительный момент Анатолий Чубайс убедил его отказаться от задуманного переворота и идти на выборы (Из книги Бориса Ельцина «Президентский марафон»). Чубайс стал фактическим руководителем избирательной кампании Ельцина, впервые прибегнув при этом к помощи группы специалистов-политтехнологов (социологов, специалистов по средствам массовой коммуникации и т.д.). С этого момента началось новое сближение Бориса Ельцина с либеральными реформаторами, с которыми он ранее разошелся под влиянием «силовиков» из своего окружения.

Беспрецедентно энергичная и профессионально организованная предвыборная кампания Ельцина была профинансирована богатейшими людьми России – олигархами, которые опасались прихода к власти коммунистов. Главным лозунгом кампании стал призыв «Голосуй или проиграешь», а главной идеей – мысль о том, что Ельцин – единственная альтернатива возврату к коммунистической системе. Итогом стала победа Ельцина на выборах. В первом туре он занял первое место, получив 35,3% голосов, а во втором победил лидера коммунистов: за Ельцина проголосовали 53,8% россиян, за Зюганова – 40,3% (врезка 6 - результаты президентских выборов 1996 года). При этом сколько-нибудь заметной подтасовки выборов не было (Анатолий Чубайс о фальсификации выборов 1996 года). Победа Ельцина показала, что при всем недовольстве трудностями реформ, большинство политически активного населения страны предпочитает их продолжение возврату к коммунистическим временам.

Избирательная кампания потребовала у часто болевшего президента крайнего напряжения сил, и после первого тура у него случился тяжелый инфаркт. О болезни Ельцина и предстоящей ему операции на сердце было объявлено только осенью. На несколько месяцев Ельцин устранился от активного участия в политической жизни. Когда же в марте 1997 года здоровье позволило ему работать в полную силу, он немедленно реформировал правительство и инициировал начало нового этапа рыночных реформ. Председателем правительства остался Виктор Черномырдин, но его двумя первыми заместителями стали сторонники радикальных рыночных преобразований - Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Правительство молодых реформаторов успело провести целый ряд реформ, которые сделали возможным начало экономического роста. Однако осенью разразился новый политический кризис. Несколько высокопоставленных правительственных чиновников были обвинены в коррупции, что вынудило Ельцина сменить правительство.

Несмотря на многие трудности, президент был твердо настроен на продолжение курса реформ, которые, по его убеждению, должны были проводить молодые и высокопрофессиональные политики и экономисты. Новым премьером в марте 1998 года стал тридцатипятилетний Сергей Кириенко, который составил правительство из таких же, как он сам, «технократов». Однако правительство Кириенко продержалось лишь несколько месяцев. Весной-летом в Россию пришел начавшийся в 1997 году в Азии финансовый кризис. Летом рухнул рынок ГКО – краткосрочных государственных финансовых обязательств, который был одной из основ российской экономики 90-х годов. 17 августа правительство объявило дефолт, т.е. государственное банкротство. Ельцин до последнего поддерживал правительство Кириенко в его попытках спасти положение, но после дефолта он вынужден был отправить правительство в отставку.

В ситуации острого кризиса Ельцин попытался вновь призвать на помощь «политического тяжеловеса» Виктора Черномырдина, однако Дума дважды отвергала его кандидатуру на пост председателя правительства. В третий раз Ельцин не решился вносить его кандидатуру. Если бы Дума его отвергла вновь, она, согласно Конституции, должна была быть распущена. А в условиях кризиса коммунисты могли бы получить на новых выборах не просто большинство, но квалифицированное большинство в две трети голосов, что позволило бы им изменить конституцию и изменить основы общественного и государственного строя России. Но и коммунисты боялись обострять ситуацию, понимая необходимость экстренных мер по преодолению кризиса. Президент и Дума сошлись на кандидатуре Евгения Примакова, министра иностранных дел, который поддерживал Ельцина, но не скрывал своих симпатий к левым силам в Думе. Примаков пригласил в свое правительство нескольких министров из числа коммунистов.

В последующие месяцы вызванный дефолтом кризис удалось преодолеть, но вокруг Примакова начали группироваться политические силы как центристской, так и левой ориентации, которые вполне могли победить на следующих президентских выборах в 2000 году. Между тем, Ельцин не собирался отдавать власть коммунистам и их союзникам. Он искал такого преемника, который, по его мнению, мог бы продолжить его политическую линию.

Однако если в 1996-98 годах Ельцин поддерживал, прежде всего, молодых экономистов-рыночников, то в 1999 году он обратил свой взор к представителям силовых структур (к примеру, Е. Примаков был директором Службы внешней разведки). Отправив весной 1999 года в отставку слишком близкого к коммунистам Примакова, Ельцин назначил председателем правительства Сергея Степашина, также занимавшего ряд руководящих должностей в службах безопасности (в том числе пост директора ФСБ). Наконец, он остановил свой выбор на новом директоре ФСБ Владимире Путине, который стал председателем правительства в августе 1999 года.

Осенью 1999 года при активной поддержке президента был создан новый избирательный блок – «Единство», который, по замыслу Ельцина, должен был стать опорой Владимира Путина в Думе. В августе 1999 года началась Вторая чеченская война, на фоне которой стала резко расти популярность Владимира Путина. На выборах в декабре 1999 года  блок «Единство» получил 23,3% избирателей, лишь немного уступив КПРФ и значительно опередив возглавленный Евгением Примаковым и мэром Москвы Юрием Лужковым блок «Отечество – Вся Россия» (Итоги выборов в Государственную Думу в 1999 году). 31 декабря Борис Ельцин досрочно сложил полномочия президента РФ, чтобы создать Владимиру Путину максимально благоприятные условия для победы на президентских выборах. В тот же день Путин, согласно Конституции, стал исполняющим обязанности президента РФ. В марте он был избран президентом России, уже в первом туре получив 53% голосов избирателей (Итоги президентских выборов 2000 года).

С 2000 года Борис Ельцин не принимал активного участия в политической жизни.

Итоги политической деятельности Ельцина, как и итоги развития России в 90-е годы, неоднозначны. С одной стороны, Ельцин, яркий представитель советской номенклатуры, к концу 80-х годов пришел к твердым демократическим убеждениям. Он больше, чем любой другой государственный и общественный деятель 80-90-х годов, способствовал приходу демократов к власти и проведению рыночных реформ. В крайне сложных политических и экономических условиях, когда оппозиционные левые и националистические партии почти все время располагали большинством в парламенте, а популярность самого президента в народе была невысока, Ельцин сумел обеспечить проведение рыночных реформ. Эти реформы были непоследовательными и болезненными, но они позволили заложить основы рыночной экономики. При этом реформы проводились в условиях, когда цены на энергоносители (продажа которых была важным источником доходов бюджета) стояли на самом низком за последние десятилетия уровне.

Не боящийся конфликтов и склонный к авторитарному стилю управления, Ельцин в ряде случаев прибегал в борьбе за власть к недемократическим мерам ради того, что он считал построением демократического общества. Принятая при нем Конституция РФ гарантировала гражданам демократические свободы, но вместе с тем создала «суперпрезидентскую» республику, где исполнительная власть способна выйти из-под контроля законодательной. Без такой Конституции Ельцин не мог бы проводить свои реформы. Но Ельцин никогда не посягал на такие базовые демократические свободы, как свобода слова, информации, общественных объединений и собраний. Пресса при нем пользовалась высокой степенью свободы (хотя различные политические силы, не исключая самого президента, нередко использовали ее для манипуляции общественным мнением).

Та модель общества, к которой пришла Россия в 90-е годы, оказалась отличной от идеального образа Запада, завладевшего сознанием россиян, в том числе и самого Ельцина, на исходе 80-х годов. Российская экономика осталась неэффективной и зависящей от экспорта сырья. Обогащение постсоветских элит происходило не столько за счет создания эффективной экономики, сколько за счет расхищения государственной собственности. Ельцин и его сподвижники едва ли могли остановить этот процесс, особенно в условиях, когда продолжение политики реформ требовало постоянных компромиссов с этими элитами. Тем не менее, к концу десятилетия были созданы основные институты рыночной экономики, что обеспечило дальнейший экономический рост. Он пришелся уже на 2000-е годы, причем ему благоприятствовало новое резкое повышение цен на нефть.

Фотогалерея справа
HTML-код
Цитата

Из книги Бориса Ельцина «Президентский марафон»

«Чего греха таить: я всегда был склонен к простым решениям. Всегда мне казалось, что разрубить гордиев узел легче, чем распутывать его годами. На каком-то этапе, сравнивая две стратегии, предложенные мне разными по менталитету и по подходу к ситуации командами, я почувствовал: ждать результатов выборов в июне нельзя… (…)

Я решился и сказал сотрудникам аппарата: «Готовьте документы…» (…) Был подготовлен ряд указов – в частности, о запрещении компартии, о роспуске Думы, о переносе выборов президента на более поздний срок. За этими формулировками – приговор: в рамках действующей Конституции я с кризисом не справился. (…)»

Однако перед тем, как подписать указы, Ельцин пригласил Чубайса:

«Мы разговаривали около часа.

Я возражал. Повышал голос. Практически кричал, чего вообще никогда не делаю.

И все-таки отменил уже почти принятое решение».

Связанные события
Настройка заголовка
Вернуться к списку