Курсивом отмечены тестовые задания повышенной сложности, которые могут быть использованы в профильных классах, при проведении конкурсов и Олимпиад по истории разного уровня. Предлагаемые таблицы помогут учащимся структурировать свои знания по истории, их можно использовать при подведении итогов и обобщении, а также предлагать учащимся самостоятельно заполнить таблицу, а затем свериться с предложенными табличными формами.
XX век. Культура.

Тесты по истории России ХХ век.

1900 – 1917 гг. Несколько ответов
К какому периоду истории России относится организация «Русских сезонов» в Париже?

1. Дореволюционная Россия (до 1917 года).

2. СССР в годы новой экономической политики.

3. СССР в период оттепели.

4. Перестройка в СССР.

Кто из перечисленных личностей принимал участие в «Русских сезонах» в Париже?

1. Ф. Шаляпин;

2. И. Кобзон;

3. Н. Сафронов;

4. И. Дунаевский.

Кто из перечисленных личностей принимал участие в «Русских сезонах» в Париже?

1. В. Маяковский;

2. Л. Утесов;

3. А. Павлова;

4. Б. Окуджава.

Кто из перечисленных личностей принимал участие в «Русских сезонах» в Париже?

1. С. Эйзенштейн;

2. А. Бенуа;

3. К. Шульженко;

4. В. Цой.

Какая из перечисленных пар кинозвезд относится к первому поколению отечественных артистов кино?

1. Иван Мозжухин и Вера Холодная;

2. Любовь Орлова и Леонид Утесов;

3. Георгий Вицин и Нонна Мордюкова;

4. Леонид Филатов и Людмила Касаткина.

Какой из пунктов вводился «Положением о единой трудовой школе РСФСР» в сентябре 1918г.?

1. Введение обязательной и единой школьной формы.

2. Отмена классно-урочной системы и заданий на дом.

3. Принудительная запись всех школьников в пионеры.

4. Обязательное наличие дневников у школьников.

Кто из перечисленных писателей ХХ века был автором произведений в жанре сатиры?

1. Б. Васильев;

2. В. Шукшин;

3. М. Зощенко;

4. А. Фадеев.

Кто из перечисленных писателей ХХ века был автором произведений в жанре сатиры?

1. Д. Фурманов;

2. А. Аверченко;

3. С. Залыгин;

4. М. Шолохов.

В каком году было принято решение о высылке из страны крупных ученых на «философском пароходе»?

1. 1917г.;

2. 1922г.;

3. 1937г.;

4. 1953г.

Кто из перечисленных крупных отечественных ученых был выслан из страны на «философском пароходе»?

1. П. Сорокин;

2. Л. Гумилев;

3. Ж. Алферов;

4. С. Королев.

В каком году в нашей стране было объявлено о введении всеобщего 7-летнего образования?

1. 1918;

2. 1930;

3. 1977;

4. 1991.

Что было введено после принятия постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»?

1. Единая трудовая школа;

2. Восстановление всех дореволюционных дисциплин;

3. Возвращение к классно-урочному преподаванию и оценкам;

4. Проектная система работы в школе.

Какой новый метод советского искусства обосновал в 1934 г. Н. Бухарин на съезде союза писателей?

1. коммунистическую пропаганду;

2. сменовеховство;

3. социалистический реализм;

4. перманентную революцию.

Кто из перечисленных отечественных писателей ХХ века работал в области детской литературы?

1. К. Чуковский;

2. И. Бабель;

3. М. Шолохов;

4. В. Дудинцев.

Кто из перечисленных отечественных писателей ХХ века работал в области детской литературы?

1. Е. Замятин;

2. К. Симонов;

3. С. Маршак;

4. В. Гроссман.

Кто из перечисленных отечественных писателей ХХ века работал в области детской литературы?

1. Е. Гинзбург;

2. Д. Гранин;

3. М. Булгаков;

4. В. Бианки.

К какому периоду Отечественной истории относится создание знаменитой скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»?

1. Дореволюционному (до 1917 года);

2. 1930-е годы;

3. 1950-е годы;

4. Период перестройки.

На какой период Отечественной истории ХХ века приходился расцвет творчества и известности содружества, получившего название Кукрыниксы?

1. Новая экономическая политика.

2. Коллективизация сельского хозяйства.

3. Великая Отечественная война.

4. Перестройка.

С каким из перечисленных событий связано создание 7-й симфонии Д. Шостаковича?

1. Строительство Днепрогэса в годы первых пятилеток.

2. Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

3. Первый полет человека в космос.

4. Августовский путч 1991 года.

В какой период истории ХХ века в нашей стране проводилась активная атака на генетиков и биологов, критика «мухолюбов-человеконенавистников», завершившаяся изгнанием многих ученых из академических институтов?

1. Начало перестройки в СССР (вторая половина 1980-х годов).

2. Период «оттепели» при Н.С. Хрущеве.

3. Первые послевоенные годы (вторая половина 1940-х годов).

4. Окончание разрядки в конце 1970-х годов.

Какое из перечисленных важных событий в Отечественной науке произошло в годы руководства страной Н.С. Хрущева?

1. Впервые Нобелевская премия присуждена Отечественному ученому.

2. Запуск первого искусственного спутника Земли.

3. Появилась теория В. Вернадского о биосфере.

4. Изобретение радио.

Какое название получил первый в мире атомный ледокол, спущенный на воду в 1957 году?

1. «Арктика».

2. «Восток».

3. «Ленин».

4. «Оттепель».

Кто был руководителем страны в период, когда возникло «дело Б. Пастернака», в результате которого он был исключен из Союза писателей за роман «Доктор Живаго» и вынужден был отказаться от Нобелевской премии?

1. И. Сталин.

2. Н. Хрущев.

3. Л. Брежнев.

4. М. Горбачев.

Какое из перечисленных событий в области освоения космоса произошло в 1990-е годы?

1. Стыковка космических аппаратов США и нашей страны.

2. Полет в космос первого международного экипажа.

3. Начало строительства Международной космической станции (МКС).

4. Первый полет женщины в космос.

Выберите из списка три музыкальных произведения, которые исполнял знаменитый отечественный певец Ф.И. Шаляпин

1. «Подмосковные вечера».

2. «Дубинушка».

3. «Вдоль по Питерской».

4. «Вставай страна огромная».

5. «У природы нет плохой погоды».

6. «Блоха».

Выберите из списка три положения, которые относились к первым шагам советской власти в образовании

1. Провозглашение политики ликвидации неграмотности.

2. Появление рабфаков.

3. Провозглашение обязательного среднего образования.

4. Введение обучения на родном языке в национальных районах.

5. Принятие решения об обязательной работе на производстве после окончания высшего учебного заведения.

6. Отмена распределения после окончания высшего учебного заведения.

Выберите из списка три положения, которые относились к первым шагам советской власти в образовании

1. Вариативность образовательных программ.

2. Исключение из программы древних языков.

3. Расширение разнообразия образовательных учреждений.

4. Совместное обучение мальчиков и девочек.

5. Отказ от Закона Божьего.

6. Обязательное 7-летнее образование.

Выберите из списка трех ученых, которые были высланы из страны на «философском пароходе»

1. И. Мечников;

2. Н. Бердяев;

3. Л. Шестов;

4. С. Франк;

5. Н. Вавилов;

6. А. Сахаров.

Выберите из списка трех ученых, которые были высланы из страны на «философском пароходе»

1. Н. Лосский;

2. В. Вернадский;

3. П. Капица;

4. И. Ильин;

5. Б. Вышеславцев;

6. Т. Лысенко.

Выберите из списка событий три, которые произошли в годы руководства страной Н. Хрущева.

1. Первый выход человека в открытый космос.

2. Строительство первого в мире атомного ледокола «Ленин».

3. Запуск первого в мире спутника Земли.

4. Первые опыты по расщеплению атома.

5. Открытие способа клонирования живых существ.

6. Первый полет человека в космос.

Выберите из списка работ три произведения, автором которых считался Л. Брежнев.

1. «Малая земля».

2. «Год великого перелома».

3. «Лучше меньше, да лучше».

4. «Возрождение».

5. «Целина».

6. «Исповедь на заданную тему».

Выберите из списка три открытия, которые были сделаны в дореволюционный период Отечественной истории (до 1917 года)

1. Изобретение радио.

2. Разработка теории условных рефлексов.

3. Квантовая электроника и лазерная техника.

4. Теория ракетного движения и разработка теоретической космонавтики.

5. Расшифровка структуры белка и получение искусственных генов.

6. Создание крупнейшего в Европе телескопа для Крымской обсерватории.

Выберите из списка три открытия, которые были сделаны в дореволюционный период Отечественной истории (до 1917 года)

1. Теория полупроводников и работа с кристаллами.

2. Теория иммунитета и сравнительная патология.

3. Представление о расширении и сужении Вселенной.

4. Основы биохимии, биогеохимии, радиогеологии и теория ноосферы.

5. Создание самого мощного в мире ускорителя синхрофазотрона.

6. Основы гидродинамики и аэродинамики.

Выберите из списка имена трех отечественных лауреатов Нобелевской премии.

1. В. Вернадский.

2. И. Тамм.

3. П. Капица.

4. К. Циолковский.

5. Н. Жуковский.

6. И. Мечников.

Выберите из списка имена трех отечественных лауреатов Нобелевской премии по литературе.

1. Н. Басов.

2. Л. Ландау.

3. М. Шолохов.

4. А. Солженицын.

5. И. Бунин.

6. А. Сахаров.

Установите соответствие между отечественным лауреатом Нобелевской премии и областью, в которой она была получена. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Лауреаты Нобелевской премии

Область, в которой была получена Нобелевская премия

А. И. Франк

1. Химия.

Б. Н. Семенов.

2. Экономика.

В. И. Павлов

3. Физика.

Г. Л. Канторович

4. Литература.

 

5. Физиология и медицина.

Ответ: А3 Б1 В5 Г2

Установите соответствие между отечественным лауреатом Нобелевской премии и областью, в которой она была получена. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Лауреаты Нобелевской премии

Область, в которой была получена Нобелевская премия

А. П. Черенков.

1. Премия мира.

Б. А. Солженицын.

2. Экономика.

В. М. Горбачев.

3. Физика.

Г. И. Мечников.

4. Литература.

 

5. Физиология и медицина.

Ответ: А3 Б4 В1 Г5

Установите соответствие между отечественным лауреатом Нобелевской премии и достижением, за которое она была получена. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Лауреаты Нобелевской премии

Область, в которой была получена Нобелевская премия

А. И. Тамм.

1. Исследования по иммунитету.

Б. А. Прохоров.

2. Фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

В. П. Капица

3. Создание теории цепных реакций

Г. Н. Семенов

4. Разработка теории излучения быстродвижущихся в среде электронов.

 

5. Создание первого квантового генератора

Ответ: А4 Б5 В2 Г3

Установите соответствие между отечественным лауреатом Нобелевской премии и достижением, за которое она была получена. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Лауреаты Нобелевской премии

Область, в которой была получена Нобелевская премия

А. Л. Канторович

1. Вклад в борьбу за права человека.

Б. М. Шолохов

2. Теоретические исследования по анализу оптимальных экономических моделей.

В. А. Сахаров

3. Вклад в процессы укрепления мира.

Г. М. Горбачев

4. Написание романа «Тихий Дон».

 

5. Исследования в области теоретической физики.

Ответ: А2 Б4 В1 Г3

Установите соответствие между отечественным лауреатом Нобелевской премии и датой ее присуждения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Лауреаты Нобелевской премии

Область, в которой была получена Нобелевская премия

А. И. Павлов.

1. 1978.

Б. М. Горбачев.

2. 1962.

В. П. Капица

3. 1990.

Г. Л. Канторович

4. 1904.

 

5. 1975.

Ответ: А4 Б3 В1 Г5

Установите соответствие между цитатой (известной фразой) и названием советского фильма 1950-1960-х годов, из которого взята эта цитата. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Известная фраза (цитата)

Название фильма

А. «Бабу ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе».

1. «Девушка без адреса»

Б. «Домработница – это своего рода внутренний враг».

2. «Гусарская баллада».

В. «Обезьяна на судне страшнее динамита».

3. «Девчата».

Г. «Крестами так швыряться не пристало! Не шпильки!»

4. «Полосатый рейс».

 

5. «Карнавальная ночь».

Ответ: А5 Б1 В4 Г2

Установите соответствие между именем ученого и сферой (характеристикой) их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ученый

Сфера (характеристика) деятельность

А. И. Павлов

1. Открытия в генетике

Б. А. Иоффе

2. Историк, автор книги «Очерки по истории русской культуры»

В. Н. Вавилов

3. Исследование физических свойств кристаллов и полупроводников

Г. П. Милюков

4. Ученый, высланный из страны на «философском пароходе».

 

5. Теория условных рефлексов

Ответ: А5 Б3 В1 Г2

Установите соответствие между именем ученого и сферой (характеристикой) их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ученый

Сфера (характеристика) деятельность

А. В. Докучаев

1. Работы в области физики низких температур.

Б. Н. Бердяев

2. Один из основателей географии почв.

В. П. Капица

3. Конструирование и космонавтика.

Г. С. Королев

4. Теория иммунитета и иммунобиология.

 

5. Ученый, высланный из страны на «философском пароходе».

Ответ: А2 Б5 В1 Г3

Установите соответствие между именем ученого и сферой (характеристикой) их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ученый

Сфера (характеристика) деятельность

А. И. Мечников

1. Основы биохимии и теория ноосферы.

Б. В. Вернадский

2. Этногенез и исторические исследования.

В. Л. Гумилев

3. Теория ракетного движения и теоретическая космонавтика.

Г. Н. Жуковский

4. Теория иммунитета и иммунобиология.

 

5. Самолетостроение и аэродинамика.

Ответ: А4 Б1 В2 Г5

Установите соответствие между именем ученого и сферой (характеристикой) их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ученый

Сфера (характеристика) деятельность

А. К. Циолковский

1. Исследование атомного ядра

Б. В. Ключевский

2. Прикладная математика и механика.

В. А. Попов

3. Теория ракетного движения и теоретическая космонавтика.

Г. М. Келдыш

4. Изобретение радио.

 

5. История, автор «Курса русской истории».

Ответ: А3 Б5 В4 Г2

Установите соответствие между именем ученого и сферой (характеристикой) их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ученый

Сфера (характеристика) деятельность

А. Н. Зелинский

1. Исследование атомного ядра

Б. А. Фридман

2. Авиация и конструирование

В. И. Курчатов

3. Теория о расширении и сужении Вселенной

Г. А. Туполев

4. Исторические исследования периода Петра Великого.

 

5. Химик, один из основоположников органического катализа и нефтехимии.

Ответ: А5 Б3 В1 Г2

Установите соответствие между автором литературного произведения и его названием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автор литературного произведения

Название литературного произведения

А. Л. Толстой

1. «Мы»

Б. А. Чехов

2. «Поединок»

В. А. Куприн

3. «Воскресение»

Г. В. Шукшин

4. «Калина красная»

 

5. «Чайка»

Ответ: А3 Б5 В2 Г4

Установите соответствие между автором литературного произведения и его названием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автор литературного произведения

Название литературного произведения

А. В. Распутин

1. «Мы»

Б. А. Солженицын

2. «Прощание с Матёрой»

В. Е. Замятин

3. «Жди меня»

Г. М. Булгаков

4. «Собачье сердце»

 

5. «Один день Ивана Денисовича»

Ответ: А2 Б5 В1 Г4

Установите соответствие между автором литературного произведения и его названием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автор литературного произведения

Название литературного произведения

А. К. Симонов

1. «Повесть непогашенной Луны»

Б. Б. Пильняк

2. «Василий Теркин»

В. А. Твардовский

3. «Жди меня»

Г. В. Дудинцев

4. «Они сражались за Родину»

 

5. «Не хлебом единым»

Ответ: А3 Б1 В2 Г5

Установите соответствие между автором литературного произведения и его названием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автор литературного произведения

Название литературного произведения

А. М. Шолохов

1. «Народ бессмертен»

Б. В. Гроссман

2. «Доктор Живаго»

В. Б. Пастернак

3. «Матренин двор»

Г. И. Эренбург

4. «Они сражались за Родину»

 

5. «Оттепель»

Ответ: А4 Б1 В2 Г5

Установите соответствие между автором литературного произведения и его названием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автор литературного произведения

Название литературного произведения

А. Л. Леонов

1. «Русские люди»

Б. А. Фадеев

2. «Нашествие»

В. К. Симонов

3. «Враги сожгли родную хату»

Г. М. Исаковский

4. «Молодая гвардия»

 

5. «Оттепель»

Ответ: А2 Б4 В1 Г3

Установите соответствие между исполнителем музыкальных произведений и периодом его творчества. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Исполнитель музыкальных произведений

Период творчества

А. Ф. Шаляпин

1. 1960-1970-е годы.

Б. В. Высоцкий

2. 2000-е годы.

В. В. Цой

3. 1940-е годы.

Г. С. Пьеха

4. Довоенный период (до 1941 года)

 

5. 1980-е годы

Ответ: А4 Б1 В5 Г2

Установите соответствие между автором музыкального произведения и его названием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Политические деятели

Характеристики, деятельность

А. А. Александров

1. Седьмая симфония

Б. Д. Шостакович

2. «Вставай, страна народная»

В. В. Мурадели

3. «Мы ждем перемен»

Г. В. Цой

4. «День победы»

 

5. «Великая дружба»

Ответ: А2 Б1 В5 Г3

Установите соответствие между режиссером и названием художественного его фильма. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Режиссер

Название художественного фильма

А. С. Эйзенштейн

1. «Волга-Волга»

Б. Э. Рязанов

2. «Мать»

В. В. Пудовкин

3. «Иван Грозный»

Г. Г. Александров

4. «Небеса обетованные»

 

5. «Большая жизнь»

Ответ: А3 Б4 В2 Г1

Установите соответствие между режиссером и названием художественного его фильма. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Режиссер

Название художественного фильма

А. Т. Абуладзе

1. «Цареубийца»

Б. М. Захаров

2. «Покаяние»

В. Л. Луков.

3. «Асса»

Г. К. Шахназаров

4. «Убить дракона»

 

5. «Большая жизнь»

Ответ: А2 Б4 В5 Г1

Установите соответствие между именем художника и названием его произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Художник

Название произведения

А. И. Репин

1. «Демон»

Б. М. Врубель

2. «Переход Суворова через Альпы»

В. К. Малевич

3. «Купание красного коня»

Г. В. Суриков

4. «Заседание Государственного Совета»

 

5. «Черный квадрат»

Ответ: А4 Б1 В5 Г2

Расположите в хронологической последовательности культурные события истории России XX века. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1. Указ о восстановлении в гражданстве СССР М. Ростроповича и Г. Вишневской.

2. Работа «Окон сатиры РОСТА».

3. Появление Союза писателей СССР.

4. Открытие театра В. Комиссаржевской.

5. «Дело Пастернака», принуждение к отказу от Нобелевской премии.

Ответ 4 (1904), 2(1919-1921), 3(1934), 5(1958), 1(1990)

Расположите в хронологической последовательности культурные события истории России XX века. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1. «Философский пароход», высылка группы ученых из страны.

2. Открытие Московского художественного театра под руководством К. Станиславский и В. Немирович-Данченко

3. Создание скульптуры В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»

4. Образование Сибирского отделения Академии наук СССР

5. Организация «Русских сезонов» в Париже под руководством С. Дягилева.

Ответ 2(1903), 5(1907-1913), 1(1922), 3(1937), 4(1957)

Расположите в хронологической последовательности культурные события истории России XX века. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1. Запуск первого искусственного спутника Земли.

2. Выход в свет «Краткого курса истории ВКП (б)», ставшего нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов.

3. Разгром выставки абстракционистов в Манеже.

4. Принятие постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где эти издания обвинялись в пропаганде «чуждых духу партии» идей.

5. Оформление Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).

Ответ 5(1925), 2(1938), 4(1946), 1(1957), 3 (1962)

Расположите в хронологической последовательности культурные события истории России XX века. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1. Спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин».

2. Начало проведения в нашей стране конкурса «Учитель года».

3. Начало строительства Международной космической станции, запуск первого элемента МКС - функционально-грузового блока «Заря».

4. Постройка по проекту А. Щусева деревянного Мавзолея на Красной площади в Москве.

5. Первый полет человека в космос.

Ответ 4(1924), 1(1957), 5 (1961), 2(1990), 3(1998)